Компьютерная грамотность, помощь и ремонт

Что было на месте парка. Блог визуальных осколков

Практически сразу после открытия парка Зарядье в широко известных узких кругах поднялся жуткий вой: какой ужас, зачем этот парк, зачем эти павильоны, за что нам это всё, вот раньше было лучше, был прекрасный исторический район, его и надо было восстанавливать, а не городить здесь «необычный для наших Палестин артефакт».

Давайте прогуляемся по старому Зарядью и пусть каждый решает для себя, что это был за район и как к нему относиться.

Зарядье, как следует из названия, это район, располагающийся за торговыми рядами Красной площади и Васильевского спуска. Он был старым районом города, сетка улиц которого формировалась веками с основными постройками, возведенными в XVIII-XIX веках.

На месте извилистых дорожек парка с холмами некогда проходил целый ряд улиц, а Васильевский спуск на месте сталинского Большого Москворецкого моста (показан серым) был застроен. Помните знаменитое «А из нашего окна площадь Красная видна»? Так вот, это был единственный жилой район города, где это было возможно. Если уж и восстанавливать район, то нужно и мост новый снести, а взамен восстановить старый узкий.

Красота? Красота!

Пройдём по переулку немного вперед и повернем в арку.

Поднимемся на крышу.

Был прекрасный район малоэтажной застройки, как примерно на Ивановской горке или вокруг Покровки. Недорогие квартиры, дома с галерейками, прекрасно!

Живой город был ещё в 1930-х, пока не снесли.

Елецкий переулок незадолго до сноса

Двор в Ершовом переулке

Двор в Псковском переулке

Кривой переулок

Мкоринский переулок упирался в сохранившийся в нынешнем парке Храм Зачатия Святой Анны, что в углу. Он действительно тогда стоял в самом углу поворачивающего переулка.

Отдельно был интересен потрясающий своей галерейной планировкой «дом-корабль» в Псковском переулке.

Дом в виде буквы П с многочисленными переходами и галереями вдоль корпусов.

В этом фактурном доме в 1924 году Эйзенштейн снимал свой первый полнометражный фильм «Стачка».

Но объективно говоря, среди снесенных домов Зарядья было мало каких-то особенно ценных домов, район был ценен именно своей городской средой. Большую часть года район выглядел примерно так. Это фотография из архивов Моспроекта-2 датирована 1940 годом, но вполне могла быть снята за 30 лет до этого. С конца XIX века район особо не менялся.


Старые фотографии Зарядья найдены на сайте Pastvu

И здесь мы снова возвращаемся к вопросу, а стоило ли восстанавливать район. Несомненно, район Зарядья – это наша общая фантомная боль, боль по тому, что многие из нас никогда не видели (да и вообще из ныне живущих мало кто застал этот район в сознательном возрасте). Мы можем восстанавливать его по фотографиям, ностальгировать по той среде. Отбросим даже тезис о том, что архитектурно и исторически ценных построек внутри этого района было немного. Допустим, мы поставили себе цель восстановить историческую среду. Здесь мы сталкиваемся с первой же проблемой. Вспомним, . Его восстанавливали по кирпичику, тщательно, после войны, и здесь кроется важный момент: восстанавливали город, разрушенный войной, восстанавливали как символ возрождения и, главное, все - от главного архитектора до разнорабочего на стройке - прекрасно помнили и представляли, что должно получиться в результате. Люди восстанавливали то, что они хорошо помнили и что существовало не почти век назад, а буквально ещё два-три года назад, и построенное не по технологиям 150-летней давности, а из того же кирпича. Над каждым строителем не нужно было ставить надзирающего историка, для восстановления большинства домов не нужно было искать реставраторов.

Что же у нас с Зарядьем?

Современному строителю сложно объяснить, как работать по технологиям XIX века (а именно так нужно работать, если мы говорим о полноценной реконструкции). В современных условиях восстановление даже одного дома столетней, а уж тем более двухсот- или трехсотлетней давности - всегда очень долгий и дорогой процесс. Посмотрите, например, как энтузиасты и удивитесь бюджетам на грамотную реставрацию, а это всего лишь вывеска, нарисованная краской. А по-другому никак, новодел получается.

Я не думаю, что сегодня можно серьезно обсуждать вопрос восстановления застройки Зарядья. Надо понимать, что от истории не осталось ничего, даже фундаментов. Во время строительства гостиницы «Россия» уничтожили все. От прежнего Зарядья не осталось вообще ничего подлинного. А без подлинности нет исторического наследия. Сталин снес половину исторического центра Москвы, а если бы не война, то снес бы вообще все. Это большая беда и боль для всех москвичей. И сегодня Москва до сих пор в шрамах, которые никогда не заживут.

За помощь в подготовке поста спасибо Александру Усольцеву, редактору сайта

Зарядьем называется южная, низменная часть Китай-города, между улицей Варваркой и Москворецкой набережной. Название свое оно получило оттого, что с XVI века находилось за рядами лавок, тянувшихся по нынешней Москворецкой улице от улицы Варварки до Москворецкого моста.

В Зарядье находилось древнейшее поселение Москвы. Археологические раскопки 1948–1950 годов обнаружили здесь дворы и мастерские кожевника, металлиста и др. X–XI веков, а стены Китай-города, отделяющие его от реки Москвы, построены лишь в 1536–1538 годах; до этого Зарядье выходило непосредственно к берегу. Сюда привозили хлеб из Рязани и других окских городов.

Шумная торговая жизнь кипела по всему Зарядью и особенно на Большой, или Великой, улице (позднее - Мокринский переулок), упоминаемой в летописях под этим названием в 1468 и 1547 годах. На ней же стояла посреди церковь покровителя, по тогдашним воззрениям, торговли и мореплавания - святителя Николая, прозванная из-за постоянной здесь сырости от наводнений и дождей «Николой Мокрым».

В 1480 году местность эта даже называлась Болотом.

Застроено было Зарядье в то время деревянными тесными дворами, между которыми пролегали узенькие, кривые переулочки. Частые пожары истребляли дворы «без останку», о чем прямо так и говорится в летописи под 1365 годом. То же было в 1390 и 1451 годах, когда посад подожгли татары, а также в 1493 и 1547 годах. В 1468 году «загорелся посад у Николы Мокрого и пошел кверху… да на Большую улицу и по самую реку». Большая улица оканчивалась в XV веке «Вострым концом». Здесь с того времени стоит каменная церковь Зачатия Анны в Углу - одна из древнейших в Москве.

Стена Китай-города отделила Зарядье от реки Москвы. Выход к ней мог теперь осуществляться только через Водяные ворота, напротив бывшего Москворецкого моста, и Козмодемьянские - в квадратной башне внизу Китайгородского проезда. Это показывает, что былой торговой связи с рекой у населения Зарядья в то время уже не существовало. В 1647 году были, однако, в южной стене Китай-города двое небольших, заложенных деревом ворот. Вероятно, это «водяные», или «портомойные», ворота, наскоро заложенные деревом в 1618 году, при наступлении на Москву польского королевича Владислава.

В XVI и XVII веках Зарядье было населено большей частью мелким приказным людом, торговцами и ремесленниками; приказные имели связь с Кремлем, его приказами и различными царскими хозяйственными службами, а торговцы и ремесленники - с Гостиным двором и рядами, лежавшими к северу и западу от Зарядья.

В соответствии с этим главные переулки Зарядья потянулись от Мокринского переулка в гору, к Варварке. Их было три: Зарядьевский переулок, Псковский и Кривой (позже появился Максимовский).

Кроме мелких жилых дворов в Зарядье стояло несколько казенных учреждений и один монастырь. На углу Мокринского переулка и Москворецкой улицы стоял «Мытный двор» - городская таможня, в которой взимался таможенный сбор - «мыт» - со всякой пригоняемой в Москву «животины»: коров, овец, свиней и даже с кур и гусей. Тут же на «животинной площадке» скот и продавался. Кроме того, здесь продавались также мясо, куры, колеса, сани, зола, лыко и пр. От помета животных как на Мытном дворе, так и вокруг него была «великая нечистота», а воздух был заражен смрадом.

Рядом находились Хлебный, Калачный, Масляный, Соляной, Селедный и другие ряды.

На противоположной стороне Зарядья, в Кривом переулке, стояла царская тюрьма, а посреди, между Псковским и Зарядьевским переулками, - Знаменский монастырь, возле которого находился «Осадный патриарший двор».

Зарядье принимало самое живое участие во всех народных волнениях XVII века. Среди его забитых нуждой ремесленников и мелких приказных всегда царило недовольство. Поэтому в Зарядье находили себе приют укрывавшиеся от правительства и преследуемые им люди. При подавлении «бунтов» участники их первым делом прятались в Зарядье, где были такие места, в которых правительство никогда никого не могло найти.

В начале XVIII века два важных события сказались на жизни Зарядья: первое - перевод столицы в Петербург, лишивший подьячих и прочих мелких служащих царского двора должностей и превративший Зарядье всецело в мир ремесленников и торговцев, и второе - окружение Петром I Китай-города земляными бастионами и рвом, которые на целое столетие закрыли стоки в реку, вследствие чего вся грязь и нечистоты с Варварки стекали в Зарядье и превращали его в буквальном смысле слова в непроходимую трясину.

Антисанитария, соединенная с бедностью и переуплотнением жилищ, сделала Зарядье в XVIII веке очагом эпидемий. Чума 1771 года нашла себе здесь обильную жатву. В 1796–1800 годах вдоль китайгородской стены у Москвы-реки устроили набережную, для чего берег реки значительно подсыпали, и стены Китай-города оказались наполовину засыпанными. Для выхода на берег в 1782 году были устроены напротив Псковского переулка Проломные ворота. Но с внутренней стороны Зарядья стена Китай-города «была более других ветха по низменности места и потому, что больше других была заложена пристройками от домов, лавками и амбарами, так что одни только зубцы ее были видны. К этой-то стене больше всего стекала нечистота, застаивалась и производила смрад» (Гастев М. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. Ч. I. М., 1841).

Указами Петра I 1704 года и Екатерины II 1775 года в Китай-городе и Зарядье запрещено было строить деревянные дома. Поэтому, когда в пожар 1812 года Зарядье сгорело, старые мелкие собственники не могли построить каменных домов и почти поголовно продали свои дворы. Их скупили крупные московские домовладельцы и застроили Зарядье двух- и трехэтажными каменными домами. Нижние этажи были отведены главным образом под лавки и склады, а верхние - под мелкие квартиры и мастерские, сдававшиеся ремесленникам за весьма высокую цену. Ремесленники ценили здесь не столько удобства квартир, сколько близость свою к «рядам» - месту, где они сбывали свои изделия, так как при отсутствии в прежней Москве дешевых средств передвижения они не могли жить на окраинах. Чтобы увеличить площадь квартир, домовладельцы делали во дворах перед окнами вторых этажей галереи, затемнявшие в квартирах свет, на которых ремесленники и работали большую часть года.

Писатель И. А. Белоусов, выросший в Зарядье, дает интересную картину его в 1870-х годах: «Вся эта местность была заселена мастеровым людом; тут были портные, сапожники, картузники, токари, колодочники, шапочники, скорняки, кошелевщики, пуговичники, печатники (печатавшие сусальным золотом на тульях шапок и картузов фирмы заведений). Некоторые переулки представляли собой, в буквальном смысле, базары, ничем не отличавшиеся от базаров захолустных местечек на юге - в „черте оседлости“».

Писатель Леонов в романе «Барсуки» так описал жизнь Зарядья перед войной 1914–1918 годов: «Жизнь здесь течет крутая и суровая. В безвыходных каменных щелях домов в обрез набилось разного народа всех видов и ремесел, копеечное бессловесное племя, мелкая муравьиная родня… Городские шумы и трески не заходят сюда - зарядцы уважают чистоту тишины… Только голубей семейственная воркотня, только повизгивающий плач шарманки, только вечерний благовест… Осенью в низине Зарядья стоит и со всех окружающих высот бежит сюда жидкая осенняя грязь».

В «Путеводителе по Москве» 1915 года Зарядье характеризовалось как «задний двор богатого Китай-города», и оно действительно было таковым.

9 сентября 2017 года в Москве, около самых стен Кремля, в историческом районе Зарядье открылся природно-ландшафтный парк «Зарядье». С этого момента москвичи разделились на два непримиримых лагеря. Одни в восторге от нового парка, называя его лучшим не только в России, но и во всем мире. Другие разве что не проклинают создателей парка за то, что те устроили большой градостроительный эксперимент у древних стен Московского Кремля.

Я не осталась в стороне от всех этих дебатов. Впрочем, свое мнение я выскажу ближе к концу статьи. А пока предлагаю прогуляться вместе со мной по парку «Зарядье».

Вообще Зарядью не повезло. Один из древнейших и богатейших районов Москвы, заселение которого началось еще в XII веке, к концу XIX века превратился в скопище почти что трущоб, а в XX веке стал ареной строительных экспериментов. В 1934-1936 годах здесь планировалось возвести высотное здание Наркомтяжпрома, позднее — здание Совета народных комиссаров.

Зарядье в конце 1920 — начале 1930 годов

В 1947 году в Зарядье началось строительство восьмой из «сталинских высоток», высотой 275 метров. Однако после смерти Сталина работы были прекращены, а в 1964 году на её фундаменте построили гостиницу «Россия».

Гостиница «Россия»

От исторического Зарядья сохранилось лишь небольшое число старинных церквей и палат (подчас скрытых под более поздними пристройками и измененных до неузнаваемости), а также несколько доходных домов. Китайгородская стена была почти полностью снесена в 1930-е годы, однако в начале 1970-х годов начались работы по восстановлению участка со стороны Китайгородского проезда.

Со временем гостиница «Россия» устарела морально и технически, и в 2006 году её решили снести. Но единого мнения, что же построить на этом месте, долгое время не было. В течение нескольких лет рядом с Кремлем зиял огромный пустырь, обнесенный строительным забором.

В 2012 году по предложению Президента России В.В.Путина было решено разбить здесь парк. По итогам конкурса победил проект консорциума во главе с нью-йоркским архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro с ландшафтными архитекторами Hargreaves Associates и московскими урбанистами Citymakers. Площадь парка составляет 13 га.

Масштабы парка и объекты на его территории действительно впечатляют:

Схема парка «Зарядье»

Прогулка по Варварке до входа в парк «Зарядье»

Итак, свой путь я начала от станции метро «Китай-город». В подземном переходе станции можно увидеть основание Варваринской башни стены Китай-города — аутентичный фрагмент мощной крепостной стены, некогда окружавшей центр Москвы.

Основание Варварской башни Китай-города в выходе со станции метро «Китай-город» (1534–1538 годы)

У выхода из метро — строительные леса реконструируемого квартала доходных домов старого Зарядья. На самом деле, «реконструируемый» — это громко сказано. Последнее время Москву сотрясали громкие скандалы, связанные со сносом последних зданий конца XIX — начала XX века в Зарядье. Остались только внешние стены со стороны фасада, и то, не везде.

Я рассчитывала войти в парк «Зарядье» со стороны метро «Китай-город», где даже висел соответствующий указатель.

Старинные церкви на Варварке. На переднем плане — храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Псковской горе (1657-1658 и 1818 годы)

Однако не тут-то было. У входа в парк стояли уродливые строительные ограждения*. Чтобы войти на территорию, пришлось пройти к главному входу, расположенному со стороны Васильевского спуска. Впрочем, вход в парк у метро «Китай-город» обещают открыть в скором времени.

Строительная сетка у входа в парк «Зарядье»

Насколько я понимаю, изначально проект предполагал, что старинные здания вдоль Варварки будут включены в пространство парка. Пока же между ними и парком — тот самый пресловутый строительный забор из грубой металлической сетки. Что смотрится особенно «мило» на фоне 14 миллиардов рублей (а по слухам, и больше), которые были потрачены на строительство парка.

Служебный корпус бывшего Знаменского монастыря (XVIII век, ныне относится к музею «Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых») и собор во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1679-1684 годы)

Собор во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1679-1684 годы)

Храм Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке (1698 и 1742 годы)

Палаты Старого Английского двора (XV — начало XVI века)

Храм Варвары Великомученицы на Варварке (1796-1804 годы, на фундаменте XVI века)

Наконец, я оказалась перед входом в парк «Зарядье», расположенный около Москворецкой улицы близ Васильевского спуска и Большого Москворецкого моста. Здесь пока еще вовсю идут строительные работы.

Перед парком «Зарядье»

Прогулка по парку «Зарядье»

Вход в парк осуществляется через рамки металлоискателей. Но из 8 или 10 ворот работали только двое. Естественно, перед ними скапливается очередь, особенно во второй половине дня. Охранники на входе, которые проверяют сумки, весьма нелюбезны.

В самом парке — легкое недоумение от увиденного. Особенно от деревянных колышков с веревочками. Нет, я конечно понимаю, что наш народ любит ходить по только что посаженным газонам и, как говорят, воровать цветы.

В парке «Зарядье»

На мой взгляд, плитки между растениями смотрятся несколько нелепо и создают впечатление какой-то незаконченности, недоделанности.

Здания в парке «Зарядье» построены в футуристичном стиле: мягкие линии, стекло и бетон. Также здесь представлено несколько ландшафтных зон России: «Березовая роща», «Смешанный лес», «Хвойный лес», «Пойменный лес» и «Заливные луга», «Степь», «Суходольный луг», «Северные ландшафты», «Ледяная пещера».

Но насколько разумным было совмещать ботанический сад с парком развлечений? Многие растения, высаженные на территории парка, не приспособлены для нашего климата, за ними нужен профессиональный уход. Кроме того, многие посетители попросту не оценят редкие виды кустарников и цветов, посчитав их за простые сорняки.

Экспозиционный павильон Медиацентр. Главная изюминка внутри — потолок в виде хрустальных нитей. Здесь, помимо всего прочего, расположен бесплатный туалет, пока единственный на весь парк

В парке пока очень мало указателей. Временами приходится идти по наитию, чтобы попасть в нужную сторону. Встречается много подъемов и спусков.

Многие растения пока еще не прижились и являют собой печальное зрелище. Будем надеяться, что через несколько лет здесь все-таки будет ковер из цветов.

Скудная пока растительность ландшафтной зоны «Хвойный лес»

Вид в сторону Большого амфитеатра и Стеклянной коры

В парке есть лавочки. Но почти все — без спинок. Уставшему человеку вряд ли удастся на них отдохнуть.

Знаменская церковь и колокольня на Варварке

Одна из старейших церквей Москвы: Храм зачатия праведной Анны, что в Углу (вторая четверть XVI века)

Одна из главных «фишек» парка — это , нависающий над Москва-рекой. С него открывается великолепный вид на Московский Кремль, высотку на Котельнической набережной. Но панораму Кремля со стороны Москворецкой набережной мост «убил», разрезав старинную крепость на две части.

Вид на Парящий мост и высотное здание на Котельнической набережной

На Парящем мосту особенно многолюдно, поэтому движение организовано только в одну сторону. Здесь максимальная плотность любителей делать селфи и просто пофотографироваться. Так что надо быть осторожным, чтобы не испортить кому-нибудь кадр.

Парящий мост над Москва-рекой

С высоты открывается вид на небольшой водоем ландшафтной зоны «Пойменный лес» и «Заливные луга». Растения еще не прижились, вода мутная.

Вид на Москву с Парящего моста, конечно, фантастический. Впрочем, для меня осталось загадкой, почему нельзя было просто перебросить мост через Москва-реку на Раушскую набережную? Учитывая, что в центре столицы не так много пешеходных мостов?

Сталинская высотка на Котельнической набережной (1938–1952 годы)

Вид с Парящего моста в сторону храма Василия Блаженного и Московского Кремля

Дома на Раушской набережной: бывшая гостиница госпожи Хрулёвой (2-я половина XIX века) и гостиница «Балчуг Кемпински» 5* (1898 и 1989-1992 годы)

Погуляв по Парящему мосту, возвращаюсь в парк — впереди меня ждет еще много всего интересного.

Иногда в парке открываются огромные пустые пространства. Как было заявлено, впоследствии здесь смогут гулять люди, отдыхать на траве. Но пока растительность не прижилась, газоны огорожены.

Еще одна точка притяжения в парке — с гигантским стеклянным куполом над ним. Под ним идет строительство филармонии, открытие которой планируется в 2018 году. Она заменит концертный зал «Россия», который располагался в гостинице «Россия».

С высоты Большого Амфитеатра открывается красивый, но несколько пустынный вид на Московский Кремль и окрестные здания.

Вид с Большого Амфитеатра на Московский Кремль

Бывший Знаменский монастырь на Варварке: колокольня с келейным корпусом и собор во имя иконы Божией Матери «Знамение»

Вид с Большого Амфитеатра в сторону Раушской набережной

Под куполом Стеклянной коры расположен огромный газон с отдельными куртинами зеленых насаждений. Здесь расположена зона с искусственным климатом, где зимой будет тепло, а летом прохладно. Благодаря этому здесь смогут расти цветы и кустарники, не приспособленные для нашей климатической зоны.

Газон под Стеклянной корой

Растения под Стеклянной корой

Растительность под Стеклянной корой

Купол Стеклянной коры

Через стекло виднеется участок стены Китай-города, воссозданный в 1970-1980-х годах с воротами, прорубленными в 2006 году (изначально здесь их не было).

Под Стеклянной корой

Еще одна зона посвящена северным ландшафтам. Пока здесь все кажется очень «сырым». Будем надеяться, что со временем ситуация изменится, растения разрастутся и посадки будут казаться естественными. Огромные цилиндры — это прожекторы ночной подсветки.

Зона «Северные ландшафты» находится на возвышении, под которым расположен экспозиционный павильон «Заповедное посольство» с «Ледяной пещерой», которая пока закрыта для посещения.

Парковая ландшафтная зона «Северные ландшафты» и панорама Московского Кремля

Панорама парка «Зарядье»

В парке «Зарядье»

И, пожалуй, о главном разочаровании. Еще по дороге к Парящему мосту я увидела вход в Подземный музей. Естественно, после прогулки по парку я направилась туда. Но…

Вход в Подземный музей и Парящий мост над ним

У входа меня встретила милая табличка. Иными словами, мне предлагали снова подняться наверх, в Медиацентр, чтобы купить билеты. Почему покупку билетов нельзя было организовать здесь, у входа в музей, для меня осталось загадкой.

Информация о посещении Подземного музея

Так что посещение Подземного музея пришлось оставить на следующий раз, а пока отправиться осматривать нижнюю часть парка.

Ресторан «Восход»

Впечатления от посещения парка «Зарядье»

Итак, подведу итоги. Разумеется, это мои выводы, мой взгляд. Возможно у вас, мои читатели, сложится иное мнение об этом парке.

1. Парк еще очень «сырой». Многие растения пока не прижились. Вовсю идут строительные работы, некоторые достопримечательности еще не открыты. Учитывая, какие огромные деньги были потрачены на строительство, продолжение строительных работ кажется весьма странным. Или нужно было во что бы то ни стало успеть сдать объект в срок, ко Дню города? Особенно обидно смотрится явный брак.

Рулонный газон местами положен очень небрежно

Плохое покрытие дорожки, на котором можно споткнуться

2. Очень неудачная идея с дорожками из гравия. Камешки попадают на плитки, и дворники постоянно вынуждены сметать их обратно. Попадают камни и в обувь. От мелкой крошки обувь покрывается серым налетом. На каблуках по такому покрытию не пройти.

3. В парке очень плохая логистика, мало указателей. Где туалеты? Почему билеты в Подземный музей надо покупать наверху в Медиацентре, а не около музея, что было бы гораздо удобнее? Полно каких-то закрытых веревочками лестниц, ведущих в подземные помещения неизвестного назначения.

4. Парк «Зарядье» плохо приспособлен для инвалидов, пожилых людей. Отсутствие спинок на скамейках может стать тяжелым испытанием даже для просто уставшего человека, не говоря уже о людях со слабым здоровьем. По дорожкам с гравийным покрытием коляска не проедет. Пандусов я тоже не увидела.

И, наконец, главное.

5. Парк «Зарядье», безусловно интересен. Но насколько оправдано существование ультрасовременного парка в историческом районе, у древних стен Московского Кремля? Например, стрела Парящего моста просто «убила» историческую панораму Кремля со стороны Москворецкой набережной.

…решение, предложенное американскими проектировщиками и одобренное российским жюри, совершенно не учитывает факторов исторического развития Зарядья, его роли в системе градостроительного ансамбля центра Москвы, визуально-ландшафтных связей с соседними историческими районами. Такой проект может быть реализован в любом другом месте, а квартал у стен Московского Кремля требует более вдумчивых и ответственных подходов. — заявление «Архнадзора» от 15 ноября 2013 года

6. Зарядье — уникальный исторический район. При археологических раскопках здесь были найдены интересные артефакты, обнаружена одна из древнейших улиц Москвы — Великая, существовавшая уже в XII веке. Хотелось бы, чтобы археологическая составляющая парка была выражена более отчетливо, чем сейчас. Жаль, что был отвергнут проект парка «Зарядье», предусматривающий реконструкцию участка Китайгородской стены со стороны Москворецкой набережной.

7. Сомнительной кажется идея объединения ботанического сада и парка развлечений. Большинство людей попросту не заметит уникальные растения, а любителям будет не хватать подписей с указанием ботанических видов.

Разумеется, какие-то недочеты со временем будут исправлены, растения приживутся и окрепнут, ландшафты станут более естественными. Но многое, как например, залитый огнями в ночное время парк или сверкающий на солнце купол Стеклянной коры, затмевающие собой Кремль, исправить уже нельзя.

Культуролог Петр Мирошник рассказал историю древнего района Москвы, на месте которого в сентябре 2017 года открылся парк «Зарядье» - первый крупный парк, созданный в столице за последние 50 лет

Название Зарядье (буквально — часть города, находящаяся за торговыми рядами) совершенно нетипично. Древний город на большой реке обычно состоит из крепости на возвышенном месте и жилого района под горой. Жилые и торговые кварталы, плавно спускающиеся к реке, принято называть подолом. Это слово подразумевает, что гость приближается к городу и, наблюдая его со стороны, дает имена городским частям. Зарядье предполагает совершенно другую точку зрения на город — не со стороны, а изнутри.

Точка, относительно которой Зарядье оказалось «за рядами», это не абстрактный центр города, а вполне конкретное место — Константино-Еленинские ворота Кремля, которые со временем исчезли. Нынешнему Кремлю предшествовал деревянный, для которого Константино-Еленинские ворота были главными. Отсюда выходила Великая улица, ведущая к пристани, находившейся ниже по течению, из этих же ворот шла Варварка — северная граница района и начало дороги из Москвы во Владимир.

Боярские палаты на улице Разина (Варварка), построенные в XVII столетии, считаются одним из древнейших сооружений гражданского зодчества Москвы. Фото 1970 года (Фото: Борис Трепетов / Фотохроника ТАСС)

Великая улица связывала первоначальный город — Кремль на крутом холме с древней пристанью ближе к устью Яузы. Посад за городскими стенами начал возникать вокруг этой градоформирующей оси, затем поднялся вверх на холм к Варварке, заполнив пространство между реками Москвой и Неглинкой. Варварка упоминается в летописях даже раньше, чем Великая улица, — в 1434 году. К этому времени Китай-город и Зарядье уже густо заселены, а городу не одна сотня лет.


Космодамианская башня. Фото сделано ранее 1914 года

При строительстве стены Китай-города Великая улица получила вторые ворота — Космодамианские. На старых фотографиях это мощная башня вполне кремлевского размера. Ее основание до сих пор лежит под тротуаром Китайгородского проезда.

Когда Константино-Еленинские ворота были заложены, а масштаб города изменился, улица превратилась в Мокринский переулок — по имени церкви Николы Мокрого.


Мокринский переулок. Церковь Зачатия Анны. Фото 1920-х годов (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

Перспективу исчезнувшей улицы просто представить себе и сегодня: наблюдатель, стоящий в ее середине, рядом с церковью Николы Мокрого, мог видеть ее восточный конец, упирающийся в паперть церкви Зачатия Анны, что в Углу, а повернувшись на запад, видел в перспективе улицы колокольню Ивана Великого.

Археологические раскопки в XX-XXI веках на месте Великой улицы открыли последовательно сменявшиеся формы городского благоустройства: булыжную мостовую XVIII-XIX веков, деревянную XVII-го и еще ниже грунтовую дорогу шириной всего 4 м, по обе стороны которой стояли плетни из стволов молодых берез.


Раскопки ведутся в центре Москвы на территории филиала Государственного исторического музея «Палаты XV-XVII веков в Зарядье». Фото 1984 года (Фото: Гуревич А., Чумичев Александр / Фотохроника ТАСС)

Каменную стену вокруг посада собирался возводить еще Василий III после набега Махмет-Гирея в 1521 году, но строительство началось в 1534-м при регентстве Елены Глинской.

В 1535 году «майя в 16 день князь Великий Иван Васильевич всея Руси и его Мати Елена повелели град камен ставити Китай». Елена и малолетний Иван участвовали в закладке. По линии будущих стен шел крестный ход во главе с митрополитом Даниилом, а вслед за ним строители укладывали первые камни.


Проломные ворота в Китайгородской стене. Справа — бывшая немецкая пивная «У хромой собаки». Позднее на этом месте был Западный вход в гостиницу «Россия» (Фото: Яков Халип / Фотохроника ТАСС)

Крепость строилась по итальянским образцам итальянским же мастером Петроком Малым и дожила почти без утрат до 30-х годов XX века. К 1927-му ее впервые за много столетий полностью отреставрировали, а через несколько лет снесли большую часть. Стена, окружавшая Зарядье, продержалась дольше других — ее снесли в 1950-е. И все же до сих пор ниже земной поверхности сохраняется до половины ее высоты.


Вид на Зарядье со стороны Замоскворечья. 1884 год (Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

На дореволюционных фотографиях акватория Москвы-реки от Яузы до Кремля всегда заполнена баржами, плотами и прочим разнокалиберным флотом. А в центре речной панорамы старого Зарядья над крышами высится неоготический Никольский храм.


Вид на Зарядье со стороны реки. 1900-е годы (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

Снесенный в 1941-м храм именовался Никола Мокрый, или Водопоец. Святой, изображавшийся с мокрыми волосами, оберегал путешествующих по воде. Средневековое киевское предание рассказывает о родителях, задремавших в лодке и уронивших младенца за борт в Днепр. У иконы Николы в Софийском соборе ребенок был найден мокрым, но живым.

Никола Мокрый обозначал еще и место, заливаемое в весеннее половодье. По границе речного разлива и шла Великая улица, ведущая в Кремль. Храм обозначал и место пристани, и сухой берег.


Варварка в сторону Кремля (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

О повседневной жизни средневековой Москвы и ее жителях известно немного. Город был деревянным и постоянно горел. Черные прослойки в толще культурного слоя, еле заметные или толстые, легко соотносятся с записями летописцев, обязательно сообщавших о пожарах.

В одной из усадеб Зарядья, погибшей в пожаре 1468 года, была найдена костяная печать, на которой вокруг фигуры человека с копьем читается надпись «печать Ивана Коровы». Хозяином печати оказался Иван Юрьевич Патрикеев, князь, боярин, наместник московский, ходивший во главе войск на Новгород и Казань, зарядский житель.

Соседями Ивана Коровы были бояре Романовы, родословие которых начинается с Андрея Кобылы и его сына Федора Кошки.

Самое первое, упоминаемое в документах, население Зарядья носило звучные фамилии. Каменная церковь Варвары, давшая имя улице, была выстроена итальянцем Алевизом по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвоста. Юшка известен так же, как Иван Дмитриевич Бобрищев, достигший должности постельничего и выстроивший на той же Варварке белокаменные палаты, отданные Иваном Грозным британским купцам, — Старый английский двор. Это древнейшее каменное жилое здание за стенами Кремля.


Картина «Английское подворье в XVII веке» из музея «Старый английский двор» (Фото: Великжанин Виктор/Фотохроника ТАСС)

Как и английские торговцы, получившие домовладение из рук Ивана Грозного, приезжими были Андрей Кобыла — «из немец», а Юшка со товарищи — из сурожских гостей (сурожане в Москве XIV-XV веков — богатые купцы (гости), которые вели торговлю с Византией и итальянскими городами, а затем с Османской империей через порт Сурож (совр. Судак). — Прим. ред. ). Москва была «портом пяти морей» и в те далекие времена. Итальянцами были построены стены Китай-города и церковь Варвары, псковичи дали название зарядским Псковскому переулку и Псковской горке.

В XIX веке в Зарядье возник еврейский район. Так случилось, что первым местом в городе, куда евреи могли приезжать и останавливаться легально, стало Глебовское подворье — небольшое двухэтажное здание. В Зарядье, и без того тесном, это была точка наибольшей концентрации людских масс. Двести еврейских семей одновременно могли находиться на подворье.


Портовое Зарядье в XIX веке (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

На рубеже XIX и XX веков все описания сравнивают Зарядье с восточным базаром. Через много столетий после исчезновения и пристани, и Великой улицы Зарядье продолжало выглядеть как район рядом с оживленным портом, хотя фактически сделалось гетто, замкнутым в самом себе, отгороженным от внешнего мира крепостной стеной и перепадами высот. Граница между миром «верхнего» Китай-города с деклассированным Зарядьем легко опознается по подпорной стене Варварки, ставшей для Зарядья фактически четвертой стеной. В исчезнувшие зарядские переулки надо было спускаться по лестницам.


Москворецкий мост. 1920-е годы (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

Внутри периметра стены сохранился нетипичный для центра города мир. Здесь сформировалось абсолютно герметичное пространство. Лучшим подтверждением тому служат воспоминания наших современников, чье детство прошло в Зарядье 40-50-х XX века.


Зарядье в 1930-е годы (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

Родной квартал для мальчишек тех лет был надежным убежищем, здесь можно было не опасаться даже милиции с Красной площади. Здесь был настоящий лабиринт переулков и проходных дворов, а ниже уровня земли бесконечные подвалы соединялись в единую сеть тайных ходов.


Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье. 30-е годы ХХ века (Фото: Фотохроника ТАСС)

Узнавая точное время по главным городским часам — кремлевским курантам, местные дети гуляли на Красной площади, потому что это была ближайшая городская площадь, а погреться зимой заходили в мавзолей.

Фотографии 1940 года, сделанные во время архитектурных обследований района перед сносом, сохранили наиболее подробный отчет о жизни предвоенной Москвы.


Старое Зарядье перед сносом. Вдали — Устьинский мост. 1940 год (Фото: С. Свидель /Фотохроника ТАСС)

Сталинский генеральный план 1935 года не определил, что конкретно должно появиться в Зарядье. Конкурсы на здание Наркомтяжпрома проводились в 1934 и 1936 годах, но к строительству не приступали. В 1940 году вместо наркомата было запанировано строительство второго дома Совнаркома. Зимой 1940-1941 годов успели снести практически четверть всего Зарядья — юго-западный угол между рекой и Москворецким мостом. Началась война. Проекты остались на бумаге, а жизнь в Зарядье продолжалась почти такая же, какой она была до революции, до Николая II и, может быть, даже до Николая I.

«Смена эпох» в Зарядье пришлась на середину XX века. «В один из сентябрьских дней 1947 года в древнюю землю Москвы легли первые камни домов-великанов», — такое описание почти языческого действия появилось в журнале «Техника — молодежи» за 1952 год.

Священнодействие закладки первого камня было умножено на восемь и совершено в день 800-летия города. Лишив столицу старых ориентиров — церквей, сталинский план преобразования города обещал новые высотные доминанты невиданных размеров. Представляя семь построенных московских высоток, следует держать в голове еще две непостроенные. Девятым и самым высоким зданием должен был стать Дворец Советов на Волхонке, а восьмым — высотное здание в Зарядье.


Проект высотки в Зарядье (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

Всю вторую половину XX века облик Зарядья был связан с одним архитектором — Дмитрием Чечулиным. Его дом на Котельнической практически единогласно признается красивейшем из московских сталинских небоскребов, но Чечулин — единственный архитектор, строивший сразу две высотки. Высотное здание в Зарядье, строившееся для Министерства госбезопасности, имело все шансы стать высочайшим зданием Москвы, ведь строительство Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя к тому моменту было уже заморожено.

Сталинские высотки достраивались после смерти Сталина. Но не все. Каркас здания в Зарядье, которой достиг к 1953 году высоты 15-го этажа, в 1955-м было решено разобрать. Металлический каркас из Зарядья был повторно использован при строительстве стадиона в Лужниках. Этот же путь через полвека повторил концертный зал «Россия», три года простоявший осколком снесенной гостиницы, а потом переехавший во Дворец спорта «Лужники».

Десять лет Зарядье представляло собой заброшенную стройплощадку — так же, как в начале XXI века. История в этом месте любит ходить по кругу. В 1958 году группой архитекторов было предложено отказаться от строительства и разбить парк.

И все же через десять лет Чечулин вернулся в Зарядье чтобы на фундаментах непостроенной высотки возвести .


Строительство в Зарядье в 1964 году (Фото: предоставлено Петром Мирошником)

«Россия» стала новой версией «окна в Европу». Здесь жили делегаты партийных съездов и иностранные гости. Подъезд гостиницы каждый день становился то красной ковровой дорожкой, то Карнеги-холлом, то той самой аллеей звезд, где оставлялись отпечатки рук с автографом.

(Фото: Василий Егоров и А.Стужин/Фотохроника ТАСС)

Гостиница «Россия» вмещала в себя все, что можно и нельзя вместить. Бывает дом-город, но это было здание-государство. В 1990-е здесь открылся первый ночной клуб, а из номеров с видом на Кремль стали выходить в прямой эфир отечественные и зарубежные телеканалы.


Вид на Кремль, гостиницу «Россия» и Большой Москворецкий мост. 1977 год (Фото: Анатолий Ковтун /Фотохроника ТАСС)

На свободных пространствах вокруг гостиницы образовался стихийный палаточный лагерь, в котором голодали, протестовали и собирали подписи. Вольница у стен Кремля. Картонные дома были оборудованы печками, в городке проживали сотни постоянных жителей. Символическим началом этого «Вудстока» можно считать приземление Матиаса Руста. В 1987-м его самолет сел на Большой Москворецкий мост как раз в том месте, где в былые времена иностранные гости, везущие новое с востока и запада, выходили по Великой улице под стены Кремля.

Демонтаж гостиницы «Россия». Фото 2006 года (Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Фомичев)

Находившаяся в Москве гостиница «Россия» осталась в памяти людей как знаковое здание, которое было для многих одним из символов советской эпохи. Время её строительства совпало с переходом от помпезности имперской архитектуры сталинского времени к минимализму, характерному для периода оттепели. Постройка парка на месте гостиницы «Россия», казалось бы, стёрла все напоминания о стоявшем здесь огромном здании. Однако это не совсем так. От самого большого в мире гостиничного комплекса своего времени осталась небольшая его часть в виде одноимённого концертного зала.

Описание

Гостиница «Россия» состояла из четырёх зданий, примыкавших друг к другу. Вместе они образовывали прямоугольник со сторонами две с половиной и полторы сотни метров. Таким образом, между корпусами было образовано замкнутое пространство, служившее двором.

Точный адрес гостиницы «Россия» - ул. Варварка, 6 - можно было не знать, так как хорошим ориентиром для её нахождения являлся Кремль. Однако, такое местоположение было не совсем удачным с точки зрения архитектурного строительства. Рельеф поверхности земли в этом месте крайне неровный. Поэтому несколько зданий гостиницы были возведены на специальном ступенчатом цоколе.

Внешний вид строения отличался оконными проёмами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга, что придавало внешнему облику здания большую ритмичность. Облицовка окон была металлической. Цоколь трёх зданий отделан гранитом шоколадного цвета. На северном корпусе здания располагалась башня в двадцать три этажа, а южный корпус был пронизан длинной галереей для прогулок.

Общее для всех четырёх корпусов число номеров равнялось шести тысячам. Посетителей развозили по этажам около одной сотни лифтовых кабин. Суммарная длина гостиничных коридоров превышала восемь километров. Номера гостиницы освещались электрическими светильниками, число которых составляло примерно сто тысяч штук.

Гулливер и лилипуты

Комплекс гостиницы «Россия» в Москве включал в себя зал для проведения концертных мероприятий и кинотеатр, находившийся этажом выше. Концертное помещение могло одновременно принять до двух с половиной тысяч зрителей, а кинозал был рассчитан на полторы тысячи посетителей. Искусствоведы определяют архитектурное решение, в котором была построена «Россия», как интернациональный стиль. Современный гигант, бесспорно, имел определённую историческую и культурную ценность. Но, вследствии неудачно выбранного для постройки места, комплекс вызывал негативную реакцию у определённой части населения столицы. Воздвигнутая в самом сердце подавляла своим гигантским видом впечатление от сохранившихся вокруг неё памятников старинного зодчества. Ряд храмов и зданий шестнадцатого-девятнадцатого веков постройки проигрышно смотрелся на фоне монолита огромных размеров. Гигантское здание, ворвавшись в исторического центра Москвы, благодаря своим размерам отвлекал внимание стороннего наблюдателя от памятников архитектуры, которые по праву должны являться архитектурной доминантой центра города.

Зарядье и нереализованный план Сталина

До постройки гостиницы «Россия» в Москве на этом месте находился жилой район, носивший название Зарядье. В эпоху правления Иосифа Виссарионовича Сталина, старинный район было решено снести. Но первоначально не гостиница «Россия» в Зарядье должна была занять большую часть снесённого квартала, а ещё более массивное здание, ещё один небоскрёб, выдержанный в имперском стиле сталинских высоток. стало бы восьмым по счёту строением такого размаха, воздвигнутым в сталинское время. Согласно архитектурному замыслу, здание должно было иметь тридцать два этажа. Но в связи с кончиной вождя строительные работы были прекращены. К тому времени на будущем месте гостиницы «Россия» в Москве успели возвести металлический каркас для постройки монолитного здания. Под цоколем этого сооружения находились три подземных этажа. Самый верхний из них предназначался для хозяйственных помещений, а два нижних представляли собой военный бункер, который мог выполнять функцию бомбоубежища в случае авиационной атаки на столицу.

Новый архитектурный подход

При Хрущёве имперские архитектурные пристрастия Сталина оказались неактуальными. Спустя два года после смерти вождя народов было принято постановление о ликвидации, оставшейся от незаконченного строительства конструкции. Металлический каркас был перевезён на строившийся в это время стадион "Лужники" и использован в качестве строительного материала. Фундамент же было решено использовать при постройке нового здания на этом месте. Архитектор Чечулин, который занимался воплощением в жизнь сталинской идеи, крайне тяжело пережил закрытие своего проекта.

Долгие десять лет этот пустырь в самом центре столицы России стоял незастроенным. Лишь в 1952 году было принято решение воздвигнуть на этом месте ансамбль из нескольких зданий. В этом же году появилась идея создания новой высотной гостиницы, главным архитектором которой был назначен Чечулин, мечта которого о постройке многоэтажного современного строения в центре столицы наконец-то осуществилась.

Самая большая гостиница в мире

Открытие гостиницы «Россия» бывшей на тот момент самой большой в мире состоялось через пять лет после начала работ по её возведению.

В семидесятых годах двадцатого века гостиничный комплекс удостоился включения в Книгу рекордов Гиннеса. Специалисты утверждают, что бывшая гостиница «Россия» занимает в настоящее время девятнадцатую строчку в списке самых больших отелей всех времён, куда входят как существующие сегодня здания, так и постройки, существовавшее когда-то. Рассказывают также, что главный архитектор чуть было не получил очередной нервный срыв, когда Хрущёв предложил ему сделать тринадцатиэтажное здание, вместо планировавшегося десятиэтажного. В итоге сошлись на двенадцати этажах.

Пожар

В конце семидесятых в гостинице произошёл сильнейший пожар. В этот день в северном здании гостиницы «Россия» в Москве произошло возгорание одновременно на трёх этажах. Заблокированными огнём оказались посетители ресторанов на верхних этажах башни. Телефонный звонок с сообщением о пожаре поступил в ближайшую пожарную часть в десятом часу вечера. Специалисты уже были готовы к выезду на место происшествия, поскольку, за несколько минут до звонка сработала сигнализация, которой были оснащены все номера гостиницы. Когда сотрудники пожарной части приехали к месту возникновения чрезвычайной ситуации, то оказалось, что лестницы, имевшиеся в распоряжение спасательной бригады, были рассчитаны только на высоту семиэтажного здания.

Выход из сложившейся ситуации был найден благодаря опыту и отваге бойцов команды, которые предложили скрепить все имеющиеся лестницы крюками друг с другом. Таким образом появилась возможность вызволить из огня людей, находившихся на верхних этажах корпуса. Специалисты оценили этот пожар как чрезвычайное происшествие высшей степени опасности. При его тушении были задействованы сотрудники пожарных частей не только Москвы, но и областных отделений. Всего в ликвидации возгорания и спасении постояльцев гостиницы принимали участие свыше тысячи пятисот пожарных.

Последствия чрезвычайной ситуации и её причины

Во время пожара в гостинице «Россия» погибли около пятидесяти человек. Примерно столько же получили ожоги различной степени тяжести и разнообразные травмы. Всего были эвакуированы около одной тысячи постояльцев гостиницы. Пожар в гостинице «Россия» повредил свыше ста номеров, оснащённых самой современной на тот момент импортной техникой.

По официальной версии, возгорание случилось из-за забытого включённого паяльника в радиорубке гостиницы. Сотрудники радиослужбы, подозреваемые в нарушении правил пожарной безопасности, были в скором времени арестованы. На скамье подсудимых оказались два человека. Один из которых был приговорён к двум с половиной годам тюремного заключения, а другой получил срок в полтора года.

Интересным фактом является то, что ещё до момента окончания судебного процесса на территорию гостиницы были допущены рабочие, начавшие производить ремонт здания.

Оценка масштаба бедствия

Этот пожар признан одним из самых больших за весь двадцатый век. Причём не только на территории Советского Союза, но и в мировом масштабе. После этого события во всех подобных заведениях нашей страны стали тщательно контролировать соблюдение пожарной безопасности как сотрудниками, так и постояльцами. В зоне особого внимания оказались электрические нагревательные приборы бытовые и профессиональные.

Помимо официальной версии событий, существуют также несколько неофициальных. Самой распространенной из которых является версия о намеренном поджоге одного из корпусов гостиницы.

Государственные в течение долгого времени не упоминали о случившемся событии. Лишь спустя несколько дней было объявлено о происшествии. От имени правительства семьям пострадавших было выражено соболезнование и дано обещание разобраться в произошедшей трагедии и найти виновников.

Трагические события в гостинице «Россия» легли в основу сюжетов нескольких литературных произведений, также о пожаре был снят документальный телефильм.

Последние годы существования гостиницы

В начале нового тысячелетия правительство Москвы поставило вопрос о сносе гостиничного комплекса с последующим строительством на этой территории современного отеля с подземным гаражом на несколько тысяч автомобилей.

При этом число этажей было решено сократить до шести, а само строение должно было соответствовать по стилю окружающему архитектурному ансамблю. Соответственно, количество гостиничных номеров сокращалось в несколько раз.

В 2004 году был проведён конкурс среди компаний, предлагавших свои услуги по реставрации гостиницы. Но выигравшей право проведения ремонтных работ не удалось достичь согласия по определённым вопросам с правительством Москвы. В итоге реконструкция была отменена, а сама гостиница через некоторое время закрылась для посетителей из-за аварийного состояния зданий.

Демонтаж комплекса

В 2006 году принято решение об устранении комплекса, и в этом же году гостиница «Россия» демонтирована. Здания были разрушены именно таким способом. Из-за непосредственной близости Кремля подрыв строений совершать в этом районе запрещено. Поэтому гостиница была разобрана на составляющие её панельные блоки с использованием башенных кранов. Краны, установленные на специальные цоколи, спускали вниз строительные блоки, которые затем были погружены на баржи и вывезены за пределы города по Москве-реке. В некоторых случаях блоки невозможно было поднять даже при помощи кранов, рассчитанных на поднятие многотонных грузов. В таких ситуациях блоки распиливались пополам.

Демонтаж гостиницы «Россия» длился долгих три года. Его окончание совпало с началом мирового финансового кризиса конца девяностых годов. Поэтому вопрос о строительстве нового гостиничного комплекса отпал сам собой.

Что на месте гостиницы «Россия» в Москве сейчас?

Этот вопрос волнует многих граждан России, поскольку, почти каждый страны хоть раз в жизни бывал в столице и на Красной Площади, и, несомненно, его взор привлекало огромное современное здание, окружённое более мелкими творениями зодчих былых веков.

В 2012 году в ходе встречи президента России Владимира Путина и мэра Собянина было принято решение не начинать в центре Москвы больших строек из-за большой загруженности транспортных магистралей,ведь подобные проекты, несомненно, являются ещё одним фактором, затрудняющим движение транспорта. Поэтому на месте образовавшегося от сноса гостиницы пустыря решено было обустроить парк или развлекательный комплекс.

Разбитый на месте гостиницы «Россия» новый парк получил название в честь жилого района, когда-то находившегося здесь - «Зарядье».

Из всех корпусов гостиничного корпуса ныне осталось только здание концертного зала «Россия». Его спасло от сноса то обстоятельство, что помещение этого зала обладает уникальной акустикой, идеальной для проведения живых концертных выступлений. Интересным фактом является то, что зал в гостинице открылся только в начале семидесятых годов. Сейчас он окружён построенным на месте гостиницы "Россия" парком.

А сама она навсегда вошла в историю нашей страны как образец архитектуры хрущёвского времени и самая престижная гостиница в столице. Этот комплекс и его прекрасные номера не раз появлялись в советских и российских кинофильмах. Именно в номере гостиницы «Россия» происходит знакомство главных героев фильма «Мимино». И именно получение номера в этой гостинице явилось основой для дальнейшего развития сюжета.

Похожие публикации