Компьютерная грамотность, помощь и ремонт

Минусы гта 5. Почему GTA V сильно переоценена? Сообразим на троих

Grand Theft Auto V стала для меня самой переоцененной и разочаровывающей игрой последних семи лет.

Если бы я это сказал в день первого релиза игры, меня бы растерзали и фанаты культовой медиафраншизы, и просто люди, которые с нетерпением ждали этот громкий боевик. Оно и немудрено. После выхода GTA III sandbox-боевики стали одним из важнейших жанров, при этом каждая новая часть улучшала и углубляла формулу, раз за разом задавая новую планку качества. Потому критика в адрес GTA V воспринималась с невероятной агрессией. И хотя на момент выхода GTA V на консолях я уже был слегка удивлён ее оценками, но списал всё на собственный старческий маразм и решил, что просто плохо разобрался в механиках игры. Но теперь, спустя два года и по случаю её выхода на ПК, я перепрошёл GTA V от начала и до конца, изучая ее досконально, и пришёл к выводу, что дело было совсем не в моём возрасте, а в том, что игра на самом деле не настолько хороша, насколько критики по всему миру нам пытаются доказать.

Прежде чем продолжить, хочу остановиться и сказать, что GTA V ни в коем случае не плохая игра (как, скажем, Duke Nukem Forever), и чисто технически не сломанная игра (вспомним о Assassin’s Creed Unity), в ней есть и положительные стороны, которые на самом деле двигают сериал вперёд. Сам город Лос Сантос – невероятно живая экосистема, которая может существовать без вмешательства игрока. Просто постойте на месте несколько минут, и вы можете стать свидетелем вооружённого ограбления прямо на улице или полицейской погони, проходящей в непосредственной близости от вас. Прохожие будут оборачиваться и начинать разговаривать друг с другом и с главными персонажами, а вы даже можете ответить им при нажатии соответствующей кнопки. И именно такой игровой мир можно назвать живым – который вы можете представить активным даже после отключения консоли или ПК. Другой положительный момент – то, что мы наконец-то играем за настоящих воров и убийц, как бы нездорово это не звучало, и все, что мы творим в игре, полностью морально соответствует характерам данных персонажей. Очень круто грабить банки, понимая, что герои делают это ради себя, а не потому что их к тому склонили обстоятельства.

Что же тогда не так? Всё просто: в Grand Theft Auto V абсолютно отсутствует центральная тема или механика. Возможно, вам кажется, что главное здесь – ограбления, но их всего шесть на всю игру! Есть ещё дополнительные возможности обчистить заправки и супермаркеты по всему Лос-Сантосу, но они не считаются, потому что, во-первых, это невероятно легко, а, во-вторых, они никак не помечены на карте и не обозначены самой игрой, о них можно только прочитать в Интернете! Может быть, основные сюжетные задания интересны? Нет. Есть несколько миссий с крутыми перестрелками и невероятно захватывающими погонями, и в них игрок получает те самые правильные ощущения от GTA. Однако большинство из них заставляют заниматься ерундой, которую мало кто бы хотел видеть в видеоиграх. Отличный пример – задание, в котором герой должен перекладывать контейнеры с помощью огромного строительного крана. Или есть еще одно, где вы на протяжении получаса гоняетесь за членом противоборствующей банды, играя за собаку, но при этом не можете контролировать животное, а только переключаете вид из её глаз на вид из своих и обратно! И эти скучные миссии не попадаются изредка, они идут друг за другом сплошным потоком. Из всех 30 часов, что были потрачены на кампанию, в памяти отложилась только одна – Hood Safari, где есть нормальная перестрелка между полицией, преступниками и вами на улицах Лос-Сантоса. Почему таких миссий ничтожно мало?! Для сравнения, в предыдущих частях вы всегда четко понимали, какова ваша цель, – стать самым большим гангстером в том или ином городе или штате, и сюжет, хотя и уходил иногда в сторону, все же сохранял фокус на главном. Каждая миссия вела в этом направлении, было понятно, зачем она нужна, и в ней были стрельба и погони. Особенно вспоминаются замечательные миссии из GTA San Andreas, где вы должны были захватывать территории для своей банды, что в свою очередь переходило в эпичные уличные войны между вами и противоборствующими группировками. Вот это было интересно, а заниматься йогой по нажатию клавиш, будто макака с электродами в голове, – нет! В GTA V дополнительных миссий – самое большое количество за весь сериал, и некоторые из них очень хороши, как, например, игра в теннис, но не забывайте, что в конечном итоге дополнительные миссии – это десерт, который должен служить дополнением к основной игре, но никак не быть основным блюдом.

Но есть аспект, который удручает меня даже больше, чем отсутствие общей слаженности игры, – это физика вождения. Я не знаю, почему Rockstar решила изменить ее по сравнению с GTA IV, где все было максимально комфортно и реалистично, и под этим я подразумеваю, что машина и игрок чувствовались как два различных объекта, ощущался вес в каждом повороте или движении. Да, нужно было время, чтобы привыкнуть, но потом вождение дарило невероятные эмоции. В GTA V стоит только слегка нажать рычажок (или кнопку на клавиатуре) влево или вправо, и мотоцикл или машина немедленно совершат поворот без какого-либо чувства скорости и времени реакции, и из-за этого складывается ощущение, что вы управляете игрушкой, а не механическим зверем, под капотом которого стоит мощный двигатель! И это даже не затрагивая управление слишком тугими и неповоротливыми самолётами и вертолётами, полёты на которых по городу или под мостами просто невозможны. А приводит всё вышесказанное к тому, что любое перемещение по карте напрочь убивает чувство погружённости в игру.

Но финальный удар, который посылает игру в нокаут, – то, что все реально интересные ограбления и миссии, а иногда и персонажи есть только в мультиплеере, что удивительно, потому что сериал GTA всегда был сконцентрирован на однопользовательском режиме. Подводные ограбления, использование очков ночного видения, переправка героина через карту с захватывающими перестрелками – всё это, опять же, гораздо интереснее, чем то, что нам доступно в кампании. Но это было бы простительно, если бы сам Лос Сантос, в котором мы можем играть с друзьями, был настолько же живым, каким он является в основной игре, но это не так. На какой бы мощной машине или приставке вы ни играли, улицы пусты, животных почти нет, а дорожного транспорта разъезжает в два раза меньше. Зачем было делать такой упор на многопользовательский режим и при этом вырезать львиную долю контента из однопользовательского, остаётся неясно.

И именно поэтому Grand Theft Auto V стала для меня таким огромным разочарованием. Есть отличный мир, но в нём очень мало интересных занятий и нет фокуса на главном. А ухудшенное вождение только усугубляет положение и, как результат, атмосферность. Пятая часть – не самая лучшая GTA, это просто огромная песочница, где вы можете выполнять глупые задания и устраивать перестрелки с полицейскими вне миссий, но я ждал большего.

Почему же многие восхваляют игру как второе пришествие Иисуса Христа? Может быть, причина – невероятно долгое ожидание? Может, это просто неготовность принять тот факт, что старый друг, который никогда тебя не подводил, допустил ошибку? Мне остаётся только надеяться, что разработчики изберут другой путь для этого всё ещё пока легендарного сериала.

Grand Theft Auto V стала для меня самой переоцененной и разочаровывающей игрой последних семи лет.

Если бы я это сказал в день первого релиза игры, меня бы растерзали и фанаты культовой медиафраншизы, и просто люди, которые с нетерпением ждали этот громкий боевик. Оно и немудрено. После выхода GTA III sandbox-боевики стали одним из важнейших жанров, при этом каждая новая часть улучшала и углубляла формулу, раз за разом задавая новую планку качества. Потому критика в адрес GTA V воспринималась с невероятной агрессией. И хотя на момент выхода GTA V на консолях я уже был слегка удивлён ее оценками, но списал всё на собственный старческий маразм и решил, что просто плохо разобрался в механиках игры. Но теперь, спустя два года и по случаю её выхода на ПК, я перепрошёл GTA V от начала и до конца, изучая ее досконально, и пришёл к выводу, что дело было совсем не в моём возрасте, а в том, что игра на самом деле не настолько хороша, насколько критики по всему миру нам пытаются доказать.

Прежде чем продолжить, хочу остановиться и сказать, что GTA V ни в коем случае не плохая игра (как, скажем, Duke Nukem Forever), и чисто технически не сломанная игра (вспомним о Assassin’s Creed Unity), в ней есть и положительные стороны, которые на самом деле двигают сериал вперёд. Сам город Лос Сантос – невероятно живая экосистема, которая может существовать без вмешательства игрока. Просто постойте на месте несколько минут, и вы можете стать свидетелем вооружённого ограбления прямо на улице или полицейской погони, проходящей в непосредственной близости от вас. Прохожие будут оборачиваться и начинать разговаривать друг с другом и с главными персонажами, а вы даже можете ответить им при нажатии соответствующей кнопки. И именно такой игровой мир можно назвать живым – который вы можете представить активным даже после отключения консоли или ПК. Другой положительный момент – то, что мы наконец-то играем за настоящих воров и убийц, как бы нездорово это не звучало, и все, что мы творим в игре, полностью морально соответствует характерам данных персонажей. Очень круто грабить банки, понимая, что герои делают это ради себя, а не потому что их к тому склонили обстоятельства.

Что же тогда не так? Всё просто: в Grand Theft Auto V абсолютно отсутствует центральная тема или механика. Возможно, вам кажется, что главное здесь – ограбления, но их всего шесть на всю игру! Есть ещё дополнительные возможности обчистить заправки и супермаркеты по всему Лос-Сантосу, но они не считаются, потому что, во-первых, это невероятно легко, а, во-вторых, они никак не помечены на карте и не обозначены самой игрой, о них можно только прочитать в Интернете! Может быть, основные сюжетные задания интересны? Нет. Есть несколько миссий с крутыми перестрелками и невероятно захватывающими погонями, и в них игрок получает те самые правильные ощущения от GTA. Однако большинство из них заставляют заниматься ерундой, которую мало кто бы хотел видеть в видеоиграх. Отличный пример – задание, в котором герой должен перекладывать контейнеры с помощью огромного строительного крана. Или есть еще одно, где вы на протяжении получаса гоняетесь за членом противоборствующей банды, играя за собаку, но при этом не можете контролировать животное, а только переключаете вид из её глаз на вид из своих и обратно! И эти скучные миссии не попадаются изредка, они идут друг за другом сплошным потоком. Из всех 30 часов, что были потрачены на кампанию, в памяти отложилась только одна – Hood Safari, где есть нормальная перестрелка между полицией, преступниками и вами на улицах Лос-Сантоса. Почему таких миссий ничтожно мало?! Для сравнения, в предыдущих частях вы всегда четко понимали, какова ваша цель, – стать самым большим гангстером в том или ином городе или штате, и сюжет, хотя и уходил иногда в сторону, все же сохранял фокус на главном. Каждая миссия вела в этом направлении, было понятно, зачем она нужна, и в ней были стрельба и погони. Особенно вспоминаются замечательные миссии из GTA San Andreas, где вы должны были захватывать территории для своей банды, что в свою очередь переходило в эпичные уличные войны между вами и противоборствующими группировками. Вот это было интересно, а заниматься йогой по нажатию клавиш, будто макака с электродами в голове, – нет! В GTA V дополнительных миссий – самое большое количество за весь сериал, и некоторые из них очень хороши, как, например, игра в теннис, но не забывайте, что в конечном итоге дополнительные миссии – это десерт, который должен служить дополнением к основной игре, но никак не быть основным блюдом.

Но есть аспект, который удручает меня даже больше, чем отсутствие общей слаженности игры, – это физика вождения. Я не знаю, почему Rockstar решила изменить ее по сравнению с GTA IV, где все было максимально комфортно и реалистично, и под этим я подразумеваю, что машина и игрок чувствовались как два различных объекта, ощущался вес в каждом повороте или движении. Да, нужно было время, чтобы привыкнуть, но потом вождение дарило невероятные эмоции. В GTA V стоит только слегка нажать рычажок (или кнопку на клавиатуре) влево или вправо, и мотоцикл или машина немедленно совершат поворот без какого-либо чувства скорости и времени реакции, и из-за этого складывается ощущение, что вы управляете игрушкой, а не механическим зверем, под капотом которого стоит мощный двигатель! И это даже не затрагивая управление слишком тугими и неповоротливыми самолётами и вертолётами, полёты на которых по городу или под мостами просто невозможны. А приводит всё вышесказанное к тому, что любое перемещение по карте напрочь убивает чувство погружённости в игру.

Но финальный удар, который посылает игру в нокаут, – то, что все реально интересные ограбления и миссии, а иногда и персонажи есть только в мультиплеере, что удивительно, потому что сериал GTA всегда был сконцентрирован на однопользовательском режиме. Подводные ограбления, использование очков ночного видения, переправка героина через карту с захватывающими перестрелками – всё это, опять же, гораздо интереснее, чем то, что нам доступно в кампании. Но это было бы простительно, если бы сам Лос Сантос, в котором мы можем играть с друзьями, был настолько же живым, каким он является в основной игре, но это не так. На какой бы мощной машине или приставке вы ни играли, улицы пусты, животных почти нет, а дорожного транспорта разъезжает в два раза меньше. Зачем было делать такой упор на многопользовательский режим и при этом вырезать львиную долю контента из однопользовательского, остаётся неясно.

И именно поэтому Grand Theft Auto V стала для меня таким огромным разочарованием. Есть отличный мир, но в нём очень мало интересных занятий и нет фокуса на главном. А ухудшенное вождение только усугубляет положение и, как результат, атмосферность. Пятая часть – не самая лучшая GTA, это просто огромная песочница, где вы можете выполнять глупые задания и устраивать перестрелки с полицейскими вне миссий, но я ждал большего.

Почему же многие восхваляют игру как второе пришествие Иисуса Христа? Может быть, причина – невероятно долгое ожидание? Может, это просто неготовность принять тот факт, что старый друг, который никогда тебя не подводил, допустил ошибку? Мне остаётся только надеяться, что разработчики изберут другой путь для этого всё ещё пока легендарного сериала.

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, давно оставила бы Rockstar North без работы. В вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Генератор счастья

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий : названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно... »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события , — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде , можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся...

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной , но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Трое в тачке, не считая собаки

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.




Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty .

А Тревор ... Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет . И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг! » с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор...

День расплаты

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка?..

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Туда, где я не был

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время ». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда ), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и... убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис...

Оранжевые закаты, серые небоскребы, тесные улочки кипящего жизнью мегаполиса - все осталось далеко позади. Вы больше не поедете в Брокер по заданию русской мафии, не прокатитесь по Алгонквинскому мосту, а на мобильник не позвонит кузен с предложением сходить в боулинг. Стоит единожды запустить Grand Theft Auto V и желание вернуться в Либерти-Сити покинет вас навсегда.

реклама

Легендарная серия игр вернулась. Не ради революций в жанре и переосмысления стереотипов, а чтобы напомнить всем, кто в мире видеоигр главный. Творцы из Rockstar возвращают должок за 2008-й год, исполняя на бис один из последних шедевров для седьмого поколения консолей. Позвольте убить интригу здесь и сейчас рассказом о лучшей игре этого года и одной из лучших - за всю историю.

- Хоть кто-нибудь пережил встречу с тобой?
- Ну тебя-то я пока не убил.
- Не надо делать мне одолжения.
х/ф «Смертельное оружие» (1987)

Сообразим на троих

Сложно рассказать о GTA (или, как любят говорить на западе, Джи-Ти-Эй) так, чтобы случайно не написать книгу страниц на триста. Эта игра - обо всем. Сейчас вы колесите по городу на дорогом спорткаре, слушая Queen, затем играете в теннис, а через пять минут уходите от правосудия под звуки полицейской сирены. Перестрелки, вождение, мини-игры, общение - этот мир легко подстроится под ваши вкусы.

К знаменитой серии относиться можно по-разному, но спору нет - это символ нашего времени. Эту игру знают даже те, кто не интересуется виртуальными мирами, у нее тысячи поклонников по всему миру, ей всегда прощают недостатки, потому что лучше Rockstar по сей день не умеет делать никто.

реклама

Юмор и пародии - фирменная фишка серии. В том кадре наверняка отсылка к World of Tanks, а именно, к ее системе маскировки. И, да, от полиции кусты спасают.

С пятой частью произошел конфуз и увиденного в ней простить уже не выйдет. Почему? Да нечего, знаете ли, прощать. Помните скучные миссии и странную физику авто из GTA IV? Забудьте. Помните садистское управление воздушным транспортом в GTA III и продолжениях? Тоже забудьте. Не скажу, что пятая часть идеальна во всем, но она ближе других оказалась к этой планке, и не только в сравнении с другими играми серии.

Самые радикальные перемены произошли в сюжете. Раньше как было? Один герой со слабо выраженным характером выбирается из грязи на вершину криминального мира, и так из одной игры в другую, - менялись лишь декорации и действующие лица. В Grand Theft Auto V разработчики решили поднять ставки, поэтому протагонистов стало в три раза больше, что изменило игровой процесс… почти никак.

Рукопашный бой не стали развивать: приемов немного, да и кулаки - не такое эффективное решение проблем, как пуля.

Предположим, у вас есть GTA IV с дополнениями, и вы параллельно проходите сюжетную историю за Нико, Джонни и Луиса. Поиграли немного за эмигранта из Европы, затем загрузились и прошли миссию за байкеров, а позже посетили клуб Мезонетт-9, чтобы уладить дела Тони Принса. В GTA V все аналогично, но без загрузок, а в некоторых миссиях между персонажами можно свободно переключаться.

Кто же наши герои? Первый - Франклин. Типичный «парень на районе» из знакомой нам банды Гроув-Стрит. Чем-то напоминает Си-Джея: пытается подзаработать и чего-то добиться в жизни, предпочитает дело пустой болтовне, убивает в крайнем случае и только законченных отморозков. Служит катализатором в отношениях между напарниками, которые частенько выводят друг друга из себя.

Второй - Майкл. Преступник в отставке с кризисом среднего возраста, похож на Макса Пэйна из Бразилии. В прошлом был грозой преступного мира, но десять лет назад после мутной истории отошел от дел и теперь живет вместе с семьей в роскошном особняке одного из богатых районов Лос-Сантоса. Вспыльчивый, пьющий, но все еще с головой на плечах и главенствует во всех операциях банды.

Майкл и Франклин. Как видите, их знакомство завязалось отнюдь не за кружечкой пива.

Третий - Тревор. Прав был Майкл, называя его дьяволом во плоти. Помните Зеда из «Полицейской академии»? Вот и преумножьте его темперамент раз в десять, добавьте ДНК Вааса и щепотку психического расстройства - получится наш герой. Безумец, психопат, но очаровывает харизмой. В прошлом был подельником Майкла и сильно переживает, ведь считает того погибшим.

Это интересно: по сюжету или просто исследуя карту, вы повстречаете персонажей из прошлых игр. В их числе Джонни Клебитц, Си-Джей, Рокко, Пакки МакРири. Упомянут даже парня из Восточной Европы, который был грозой Либерти-Сити, но потом отошел от дел.

У каждого персонажа есть спецспособность. Франклин замедляет время за рулем машины, Майкл - в перестрелке, а Тревор впадает в ярость, становясь почти неуязвимым.

Изменилось не только количество протагонистов, но и подача сюжета. Нет, остались и миссии, и свободное перемещение по игровому миру, но раньше история развивалась прямолинейно и по нарастающей, от разборок между бандами до настоящих войн с мафиозными семьями, спецслужбами и правительством, а сейчас вы будто разгадываете паззл, стирая белые пятна в биографии героев.

Впервые в серии за повествованием интересно наблюдать, стало меньше бессмысленной болтовни, особенно во время перестрелок и погонь. Нет, персонажи любят потрепаться, так что привычка одним глазом смотреть на дорогу, а другим читать субтитры вам пригодится, но разговоры эти стали осмысленными, раскрывающими характеры персонажей и даже важные сюжетные детали.

Это четвероногий друг Франклина - Чоп. Если у вас есть смартфон, сможете его дрессировать (собаку, не смартфон).

Как и «четверка», игра предлагает несколько концовок, на этот раз их три. Ближе к финалу нам все чаще будут намекать о неизбежном выборе, но решение это из разряда «прострелить себе колено и остаться инвалидом или не стрелять и продолжать бегать на своих двоих». Это аллегория, если что.

реклама

Сюжетная часть в GTA V на высшем уровне, несмотря на то, что она короче похождений Нико Беллика где-то на треть. Маленькая придирка только к актерам озвучки: никто не переигрывает, голоса подобраны удачно, но слишком уж они однотипные: если в роликах по мимике лица еще очевидно, кто и что говорит, то во время поездок легко запутаться в репликах, особенно если беседуют больше двух человек.

Город, солнце и безумие

Разработчики обещали, что по площади игра переплюнет и Red Dead Redemption, и все предыдущие части об автоугонщике. Звучало это странно, ведь действие GTA V охватывает не весь штат Сан-Андреас, а лишь Лос-Сантос и округ Блэйн с горой Чилиад. И все же беспокоиться не о чем: масштаб хоть и не ощущается, но и маленьким мир игры не назовешь.

Это интересно: объехать округ Блэйн в GTA V по шоссе можно за 7 минут (всю карту за 9, если бы в Лос-Сантосе была окружная дорога), а пересечение мира в San Andreas по периметру занимает в два раза больше времени. Зато на катере карта GTA V огибается за 22 минуты, а San Andreas - за 9. Это значит, что в пятой части игровая зона действительно огромная, но не такая насыщенная, особенно на дорожные развязки.

Миссии полицейского, пожарного и скорой помощи остались в прошлом. Зато есть вакансия водителя эвакуатора.

реклама

Достаточно пройти пару вступительных миссий, как мы окажемся на крыльце собственного дома, наедине со свободой и чувством самовыражения. Полиция больше не блокирует мосты - можно сразу отправиться на противоположный край карты, исследовать пустыню или покорить местный Эверест.

Сходить в полицейский участок с гранатометом в обнимку не позволит лишь размер кошелька, да и оружие, как и разные виды досуга, откроется только по ходу прохождения. Сюжетные миссии в GTA V - это не обязательный тренинг, а основное блюдо: таких проработанных, веселых и по-хорошему нелепых заданий не было со времен San Andreas.

Каждая миссия вам запомнится чем-то необычным. Вот сейчас мы с помощью камеры на полицейском вертолете отслеживаем перемещение жертвы, помогая напарнику на земле.

Примитивные задачи в духе «угони/убей/убеги» встречаются лишь поначалу, да и то скорее для разогрева перед самым интересным. В пятой GTA вы гонитесь на мотоцикле за падающим самолетом, под видом полицейских преследуете гонщиков, перепрыгиваете поезда, работаете кинопродюсером, угоняете технику из-под носа военных, сканируете оленей через тепловизор.

Особенностью игры стали ограбления. Из-за чувства наживы или от безысходности, наши герои грабят банки и ювелирные магазины. Планирование операций напоминает первую Assassin’s Creed: вы собираете данные об объекте, ищете машины для отхода, добываете оборудование и экипировку.

реклама

Сами преступления проходятся одним из двух способов: элегантным или шумным. В зависимости от выбора меняются подготовительные квесты и тип команды. Да, ограбления - дело масштабное, и чаще всего мы нанимаем дополнительных ребят: хакер взломает системы безопасности, водитель подгонит транспорт для отступления, а стрелок поддержит огневой мощью.

Планы ограблений висят прямо на стене конспиративной квартиры героев. Не знаю, как это происходит в реальности, но выглядит все натуралистично.

Играет роль и выбор второстепенных особ: опытный преступник попросит больший кусок от общей добычи, зато сделает все как надо, когда новичок хоть и возьмет меньше, может подкачать в ответственный момент, а то и вовсе погибнуть. Такие масштабные аферы отлично дополняют игровой процесс, хоть за весь сюжет налеты приходится устраивать всего несколько раз.

Эволюционировали задания случайных прохожих: теперь не обязательно прочесывать карту в их поисках, а некоторые из них открывают целую цепочку поручений, связанную общим сюжетом. Для пожилой пары вы будете воровать вещи и одежду знаменитостей, а чудаку папарацци поможете сделать несколько пикантных кадров. У каждого из троицы свои квесты, некоторые доступны в особое время суток.

Не все миссии ведут к финансовому обогащению, но занимательный диалог вы получите в любом случае.

реклама

Лос-Сантос с окрестностями богат и на случайные события. Кто-то ограбил прохожего и удирает с деньгами, кто-то попал в передрягу или просто просит подвезти до дома. Откликнувшись на зов, или подзаработаете, или получите неплохого подельника для ограблений.

Пусть вас не смущает укороченный сюжет, чего-чего, а миссий хватит на всех. Целая кипа поручений откроется после скупки недвижимости: задания таксиста и буксировщика, сбор контейнеров с отходами, перевозка контрабанды. Предприятия приносят стабильный доход, но их могут ограбить, а это еще один вид второстепенных занятий: отбивайте атаки и догоняйте воров, иначе потеряете недельную выручку.

Свидания и любовные романы остались в Либерти-Сити, а вот хобби и развлечений стало больше: теннис, кинотеатр, охота, дайвинг, йога, гольф, триатлон, тир, - всего и не упомнишь. Каждый герой может пройти опрос и вступить в свою секту, что откроет доступ к еще одной линейке заданий.

Вклады в недвижимость открывают не только новые миссии, но и дополнительные услуги: бесплатный тюнинг, такси или гаражи для хранения машин.

Со времен «четверки» очень похорошел внутриигровой интернет. Стало намного больше сайтов на русском языке (есть и субтитры для телевизора), в нем можно делать покупки, играть на бирже, читать новости, участвовать в опросах и сидеть в социальных сетях. Интернет-кафе - пережиток прошлого: теперь вы проверяете почту и входите в сеть прямо с мобильного.

реклама

Это важно: появилось быстрое сохранение. Достаточно кликнуть на «облаке» в меню телефона, и вы сохраните игру без перемотки времени (классический «сон» остался), а при загрузке появитесь не в своем доме, а именно там, где делали запись. Во время заданий функция недоступна.

В большинстве миссий есть необязательные условия. Предстоит попотеть, чтобы выполнить их все на «золото», но таких сложных задач, как в EFLC, здесь нет.

Изменился принцип ухода от полиции. В GTA V вам не нужно вырываться из оцепленной зоны: достаточно скрыться из виду, заехать в подворотни и подождать, пока диспетчер не отзовет патрульные машины. Если снова попали в поле зрения блюстителей порядка - облава продолжится.

Управление транспортом стало отзывчивее и чем-то напоминает Burnout Paradise. Физика автомобилей теперь проще, и это явно пошло игре на пользу: если в GTA IV машины напоминали неуклюжих черепах, норовящих вылететь в кювет на первом же повороте, то здесь они словно порхают по трассе, при этом разница между грузовиком и легковушкой, седаном и суперкаром сохраняется.

О чем бы еще рассказать? О динамической смене погоды и времени суток? Возвращении миссий ярости (rampage)? Отличной подборке музыки для радиостанций? Прокачке выносливости, меткости и прочих навыков, как в San Andreas или о том, что вся игра перенасыщена сатирой, пародиями и черным юмором?

реклама


Пятая часть Grand Theft Auto подарит нам полноценный тюнинг машин. Можно усилить корпус, поставить пуленепробиваемые стекла и покрышки, и даже выбрать производителя колес.

Недели достаточно, чтобы пройти сюжетную линию, ознакомиться с видами досуга и вынести игре справедливый вердикт, но прежде чем она полностью себя исчерпает, пройдут месяцы, а то и годы. Пройдите GTA V на 100%, скупите всю недвижимость, изучите местный интернет, но все равно временами вам будут встречаться ситуации, позволяющие вскрикнуть «надо же, здесь и такое бывает».

Это не значит, что недостатков у игры нет вообще, просто они выглядят как мелкие недочеты на уровне восприятия отдельного человека. Объективно у GTA V один минус - это графика. Она хоть и смотрится приятно, но ее потенциал выше, чем возможности консолей, на которых игра вышла. Понятное дело, что загвоздка только в маркетинге, но игроки отдали $60 за «мыло», и их тоже можно понять.

Тест на консольность: быстрое сохранение - есть (вне миссий); регенерация здоровья - есть (частичная); укрытия - есть; ограничение переносимого оружия/патронов - нет /есть (но лимит не жесткий); QTE - нет . Диагноз: компьютерная игра с консольными элементами.

Кто в бандиты крайний?

реклама

Первого октября, с задержкой в две недели относительно релиза, Rockstar запустили сетевой режим - GTA Online. Это почти полноценная MMO без подписки, но с микроплатежами; доступна всем обладателям Grand Theft Auto V без дополнительной платы и загрузки. Перегруженность серверов все еще не позволяет оценить потенциал разработки, поэтому остановлюсь лишь на общих принципах.

Путь наш начинается с редактора персонажей: выбираем пол, имя, одежду, внешность, настраиваем семейное древо (хотите стать внуком Джона Марстона - героя Red Dead Redemption?), распределяем способности (та же выносливость, пилотирование и прочие). Когда все приготовления завершены, получим билет в один конец - до Лос-Сантоса.

Прочесывая город в сетевом режиме, не покидает ощущение пустоты. Может потому, что протагонисты не озвучены, а мы лишены интересных бесед.

В аэропорту нас встретит приятель Франклина Ламар и после краткого инструктажа предложит посоревноваться с ним в гонке. Победа в первом соревновании принесет нам деньги, очки опыта и репутацию. Если с предназначением валюты все понятно, то уровень нашего протеже определяет, какие возможности, режимы игры, оружие и модификации для машин будут доступны.

После парочки квестов в стиле GTA IV (догони, убей, принеси), вас оставят наедине с большим городом. Карта та же, что и в одиночной игре, но здесь периодически появляются и другие игроки, такие, как вы. Их можно ограбить, пригласить на гонку или взять на дело - совместные операции приносят бонусный опыт.

В отличие от сюжетной части, в GTA Online можно грабить магазины, класть деньги в банк (это гарантия, что их не украдут), угонять машины для перепродажи и страховать свой личный транспорт. Завезли и классические режимы мультиплеера: заехав в определенные зоны, можно создать быструю игру на deathmatch или гонку.

Интернет полезен и в Online. Прямо отсюда можно переводить средства в банк или покупать машины.

Любителей сольной игры порадуют поручения от старых знакомых, причем среди потенциальных работодателей окажутся герои не только GTA V, но и прошлых частей, которые в сюжетном измерении Лос-Сантоса нам не встречались. Сами миссии поначалу простые, но «чем дальше в лес», тем больше заданий, завязанных на совместном прохождении и командной работе.

Сложно сказать, надолго ли хватит GTA Online, но сейчас этот режим выглядит скорее бесплатным приложением к сюжетной истории. Не потому, что мир плох или не проработан, просто основная часть выполнена на заоблачном уровне и на ее фоне мультиплеер просто обычный. Потенциал сетевой части нам еще предстоит раскрыть, а пока лучше подождать, пока наладят стабильный онлайн.

Заключение

Кто-то упрекнет Rockstar за отсутствие новизны и будет по-своему прав. Действительно, Grand Theft Auto V создана по проверенной временем концепции и чего-то нового в индустрию не привнесла. Впрочем, разработчики провели колоссальную работу над ошибками GTA IV и преподнесли нам настоящий шедевр - такого качественного, масштабного и выверенного до мелочей проекта современный игропром еще не знал.

Другие уверены, что игра достигла успеха благодаря удачному маркетингу. Это так, ведь разработчики не летали в облаках, не кормили нас обещаниями, которые не смогут выполнить. В результате игра на 100% оправдала ожидания, а мы получили именно то, что хотели. Если же кто-то надеялся увидеть в GTA V любовную драму или битвы на световых мечах… это уже не вина Rockstar и не минус конкретной игры.

Несмотря на откровенно не передовую графику, режиссура и спецэффекты на высоте. Особенно если смотреть в динамике.

Часть аудитории презрительно смотрит на адептов геймпадов и с нетерпением ждет официального анонса ПК-версии. Признаюсь, меня самого не покидало ощущение, что играю в бета-версию с упрощенными текстурами, но переплата за ранний доступ того стоила. Несмотря на подробное изучение версии для PlayStation 3, с нетерпением жду релиза на основную платформу - эта игра достойна 1080p.

Вердикт: лучшее, что выходило в этой сфере медиаиндустрии за последние несколько лет. Безоговорочный шедевр, которому не повезло лишь в том, что родился он не на тех платформах.

Оценка игры: 9.9.
Оценка версии для Sony PlayStation 3: 9.7.

Между строк. Первое впечатление хорошо тем, что его трудно пережить второй раз. Запустите через десять лет HD-ремейк любимой в детстве игры и все равно от мысли «уже не торт» трудно будет избавиться. С GTA V этого не происходит. Игра другая, время другое, но ощущения как в 2005-м, словно вы только что крутили педали на родную Гроув-Стрит и забрызгали баллончиком с краской первого прохожего. Grand Theft Auto не меняется, говорите? Так это даже к лучшему.

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • на конференции сайт.

GTA V на PC завоевала высшие оценки критиков и геймеров по всему миру, но далеко не все специалисты готовы порекомендовать обладателям консольной версии переходить на новую версию игры. Как стало известно сайт, далеко не все критики остались в восхищении от GTA V на PC.

Главным аргументом является отсутствие в PC версии игры нового контента. Осенью 2014 года, с релизом игры на Xbox One и PlayStation 4 в игре не только существенно улучшили качество графики, но и добавили несколько захватывающих возможностей, включая расширение перечня автомобилей и тюнинга, возможность поиграть за различные виды птиц и животных, а также впервые в серии добавили вид от первого лица. По сравнению с версией игры для новых консолей Grand Theft Auto V на PC не может похвастать более существенными пополнениями в списке возможностей и контента.

Критики признают, режим Rockstar Editor для съемок роликов великолепен и подобным функционалом не может похвастать ни одна другая игра в мире. Как бы то ни было, для рядового геймера, который предпочитает смотреть видео на YouTube, а не снимать их, весь функционал мягко говоря бесполезен.

И даже усовершенствованная графика в PC версии, с поддержкой разрешения 4K и 60 кадров в секунду, с возможностью увеличить интенсивность населения не убедила критиков. По их личному мнению, различия в графике на новых консолях и PC можно найти только если поставить рядом обе версии игры. В остальном различия не настолько существенны, чтобы переходить с новых консолей на PC.

Похожие публикации