Компьютерная грамотность, помощь и ремонт

Какой тип переменной null в js. JavaScript Типы данных

В этом уроке мы познакомимся с очень важным понятием – типы данных JavaScript. Мы рекомендуем внимательно отнестись к данному понятию – если не осознать его с самого начала, то потом придется часто сталкиваться со странным поведением созданной вами программы.

Динамическая типизация

В процессе работы компьютерные программы манипулируют различными значениями, каждое из которых может быть обработано в языке программирования и относится к определённому типу данных.

В JavaScript типы данных можно разделить на две категории: простые (их также называют примитивными) типы и составные (их также называют ссылочными или объекты).

JavaScript – это слабо типизированный или динамический язык программирования, который позволяет определять типы данных, осуществлять синтаксический анализ и компиляцию как говорится «на лету», на этапе выполнения программы. Это значит, что вам не нужно определять тип переменной заранее. Тип определится автоматически во время выполнения программы.
Таким образом, в различных участках программы одна и та же переменная может принимать значения разных типов:

Типы данных

Стандарт ECMAScript® определяет следующие типы данных:

  • Простые (их также называют примитивными) типы:
    • логический (англ. Boolean) - может принимать два возможных значения, иногда называемых истиной (true) и ложью (false);
    • нулевой (англ. Null) – значение null представляет ссылку, которая указывает, обычно намеренно, на несуществующий или некорректный объект или адрес;
    • неопределённый (англ. Undefined) – обозначает предопределенную глобальную переменную, инициализированную неопределенным значением;
    • числовой (англ. Number) – числовой тип данных в формате 64-битного числа двойной точности с плавающей запятой;
    • строковый (англ. String) – представляет собой последовательность символов, используемых для представления текста;
    • символ (англ. Symbol​) - тип данных, экземпляры которого уникальны и неизменяемы. (новый в ECMAScript 6).
  • Объектный (англ. Object) – это коллекция именованных значений, которые обычно называют свойствами (properties) объекта.

Разница между примитивными и составными типами

Прежде чем рассмотреть каждый тип данных, познакомимся сначала с оператором typeof . Оператор typeof возвращает строку, описывающую тип данных переменной.
Продемонстрируем его работу на следующем примере:

Сценарий в приведенном примере объявляет переменные, выполняет их инициализацию (присваивает значения), а затем выводит тип каждой переменной.

Разница между примитивными и составными типами данных проявляется при копировании их значений.

Когда переменной присваивается значение простого типа, то в переменную записывается само значение (например число). Когда мы присваиваем переменную простого типа в другую, она копирует значение . В результате каждая переменная будет иметь своё значение и изменения в одной из переменных никак не сказывается на значении другой переменной:

Когда переменной присваиваем значение составного (ссылочного) типа, то в переменную записывается ссылка на значение (ссылка на объект ). Когда мы присваиваем одну переменную (в значении которой ссылка на составное значение) другой переменной, то происходит копирование ссылки на составное значение. В результате обе переменные ссылаются на одно и то же составное значение и изменения в значении одной из переменных будут сказываться на другой переменной:

Примитивные типы

Все типы данных в JavaScript, кроме объектов, являются неизменяемыми или иммутабельными (англ. immutable). Это значит, что их значения не могут быть модифицированы, а только перезаписаны новым другим значением. Например, строки нельзя корректировать посимвольно – их можно переписать только полностью. Значения таких типов называются "примитивными".

Простейшие данные, с которыми может оперировать программа, называются литералами. Литералы - это числа или строки, которые используются для представления значений в JavaScript. Предоставляемая информация может быть самой разнообразной, а поэтому значения бывают различных типов. Простейшие типы данных в JavaScript называются основными типами данных: числа, строки и логические значения. Все они относятся к "примитивным".

Булевый (логический) тип «boolean»

Логические, или булевы значения (по фамилии их изобретателя - Буля), могут иметь лишь одно из двух значений: true (истина) или false (ложь). Значения true или false обычно появляются в операциях сравнения или логических операциях.

Приведенная ниже программа создает булеву переменную, а затем тестирует ее значение с использованием инструкции if/else:

В качестве сравнительного выражения можно использовать любое выражение. Любое выражение, которое возвращает значение 0, null, undefined или пустую строку, интерпретируется как false . Выражение, определяющее какое-либо другое значение, интерпретируется как true .

Примечание: При записи булевых значений их не заключают в кавычки: var myVar = true;
В то же время объявление var myVar = "true" создает строковую переменную.

Тип данных Number

В JavaScript, нет различия между целым числом и числом с плавающей точкой – по сути, JavaScript представляет все числа в качестве значения с плавающей точкой.

Для представления чисел в JavaScript используется 64-битный формат, определяемый стандартом IEEE-754 . Этот формат способен представлять числа в диапазоне от ±1,7976931348623157 × 10 308 до ±5 × 10 -324 .

Число, находящееся непосредственно в коде программы, называется числовым литералом. Помимо десятичных целых литералов JavaScript распознает шестнадцатеричные значения.
Числа в шестнадцатиричном формате могут включать любую последовательность цифр от 0 до 9 и буквы от a до f, которая обязательно начинается с последовательности символов «0x».

Var a = 255; var b = 0xFF; // Число 255 в шестнадцатеричной системе исчисления

Кроме того, JavaScript содержит специальные числовые значения:

  • NaN (не число или ошибка вычислений). Является результатом некорректной математической операции над недопустимыми данными, такими как строки или неопределенное значение.
  • Infinity (положительная бесконечность). Используется, если положительное число слишком велико и не может быть представлено в JavaScript.
  • -Infinity (отрицательная бесконечность). Используется, если отрицательное число слишком велико и не может быть представлено в JavaScript.
  • ±0 (положительный и отрицательный 0). JavaScript различает положительный и отрицательный ноль.

Тип данных String

Строковый тип (string) - это неизменяемая, упорядоченная последовательность 16-битных значений, каждое из которых представляет символ Unicode (буквы, цифры, знаки пунктуации, специальные символы и пробелы). Строки могут быть пустыми либо состоять из одного и более символов. Строки создаются при помощи двойных (") или одинарных (") кавычек. В строке, ограниченной парой одинарных кавычек, можно использовать двойные кавычки, и наоборот – одинарные кавычки можно использовать в строке, заключенной в пару двойных кавычек:

В JavaScript нет разницы между двойными и одинарными кавычками, но кавычки в начале и конце строки не должны различаться. Например, такое выражение вызовет синтаксическую ошибку:

var firstName = "Max"; //синтаксическая ошибка - разные кавычки

Примечание: В JavaScript нет специального типа данных для одного символа, такого как char в C, C++ и Java. Одиночный символ представлен строкой единичной длины.

Тип данных Null

Нулевой тип (null) содержит единственное специальное значение – null .

Ключевое слово null невозможно использовать в качестве имени функции или переменной. Значение null является ссылкой на «пустой» объект и имеет специальное назначение – обычно оно используется для инициализации переменной, которой впоследствии будет присвоено значение.

Оператор typeof для значения null возвращает строку «object», что свидетельствует о том, что значение null является специальным «пустым» объектом.

Тип данных Undefined

Неопределенный тип (undefined) образует свой собственный тип, который содержит единственное специальное значение – undefined . Такое значение имеет переменная, объявленная с помощью оператора var , но не инициализированная:

Значение undefined возвращается при обращении к переменной, которой никогда не присваивалось значение, а также к несуществующему свойству объекта или элементу массива.

Следует отметить, что переменная со значением undefined отличается от переменной, которая вообще не определена:

В этом примере метод alert() выводит значение переменной age , то есть undefined . Во втором случае в метод alert() передается необъявленная переменная car , что приводит к ошибке.

Следующй пример может несколько запутать начинающих программистов, т.к. оператор typeof и для неинициализированной, и для необъявленной переменной возвращает значение undefined:

В приведенном примере переменная age объявлена, но в неё ничего не записано, поэтому её значение как раз и есть undefined . Переменная car не объявлена – её, по сути, нет. Тем не менее, typeof возвращает строку undefined в обоих случаях. Некоторый смысл в этом, конечно, есть, потому что с любой из этих переменных невозможно выполнить никаких операций, хотя технически они совершенно разные.

Примечание: Рекомендуется всегда выполнять инициализацию объявленной пременной. В таком случае вы будете знать, что оператор typeof возвращает undefined из-за того, что переменная не была объявлена, а не потому, что она не инициализирована.

Значение undefined является производным от null , так что в ЕСМА-262 оператор эквивалентности == считает их равными:

Несмотря на то, что значения null и undefined связаны, используются они по-разному. Не следует явно присваивать переменной значение undefined , однако к null это требование не относится. В случае, когда необходимый объект недоступен, вместо него следует использовать null . Это указывает на то, что значение null было введено как указатель на пустой объект, и подчеркивает его отличие от undefined .

Чтобы отличать null и undefined в программе можно использовать оператор идентичности === :

Тип данных Символ (Symbol)

Символ (symbol) является нововведением JavaScript начиная с ECMAScript версии 6. Символ – это уникальное, неизменяемое, примитивное значение, которое служит для создания уникальных идентификаторов.

Чтобы создать символ нужно вызвать функцию Symbol:

var mySymbol = Symbol();

Для определения символа можно использовать оператор typeof , в случае если значения является символом будет возвращена строка symbol:

У функции Symbol есть необязательный параметр - строка, которая служит для описания символа:

Имя свойства является строкой, поэтому можно считать, что объекты связывают строки со значе­ниями. Вместе эти фрагменты информации образуют пары «ключ-значение».

В JavaScript объекты можно создавать одним из двух синтаксисов:

1. var obj = {}; // с помощью объектного литерала 2. var obj = new Object(); // с помощью метода, называемого конструктором

Создание объекта с помощью объектного литерала начинается с определения обыч­ной переменной. В правой части этой инструкции записывается литерал объекта – это заключенный в фигурные скобки {} список разделенных запятой пар "имя-значение" , заключенный в фигурные скобки. Имя свойства и значение отделены друг от друга двоеточием:

var cat = { "legs": 4, "name": "Мурзик", "color": "Рыжий" }

Второй способ создания объектов связан с использованием конструктора Object() . При этом сначала используется выражение new Object() , а затем определяются и инициализируются свойства полученного объекта:

  • Когда мы присваиваем одну переменную (в значении которой ссылка на составное значение) другой переменной, то происходит копирование ссылки на составное значение. В результате обе переменные ссылаются на одно и то же составное значение и изменения в значении одной из переменных будут сказываться на другой переменной.
  • Любое выражение, которое возвращает значение 0, null, undefined или пустую строку, интерпретируется как false .
  • Строки создаются при помощи двойных (") или одинарных (") кавычек. В строке, ограниченной парой одинарных кавычек, можно использовать двойные кавычки, и наоборот – одинарные кавычки можно использовать в строке, заключенной в пару двойных кавычек.
  • Значение null является ссылкой на «пустой» объект и имеет специальное назначение – обычно оно используется для инициализации переменной, которой впоследствии будет присвоено значение.
  • Значение (undefined) имеет переменная, объявленная с помощью оператора var , но не инициализированная.
  • В JavaScript объекты можно создавать одним из двух способов:
    • с помощью объектного литерала
    • с помощью метода, называемого конструктором
  • Объект содержит неупорядочен­ную коллекцию свойств, каждое из которых содержит имя и значение. В объект можно в любой момент добавить новые именованные значения или удалить существующие.
  • Я решил написать цикл статей, под названием «Сложно о простом». Этот цикл будет посвящён языку JavaScript. Почему «сложно о простом»? Потому что всё, что я буду рассказывать я буду рассказывать учитывая особенности работы интерпретатора, начиная с типов данных. Всё это будет делаться для того, что бы потом можно было рассказать просто о сложном, например, о способах наследования в JavaScript и прочих патернах.

    JavaScript – это объектно-ориентированный язык программирования, с прототипной организацией.
    Что значит «с прототипной организацией», мы поговорим в следующей статье (она обязательно будет), а вот почему он «объектно-ориентированный» и всё ли в JS - объект, мы узнаем сегодня.
    Для выполнения своих целей JS`у достаточно всего 9 типов. Причём только 6 из них доступны программе, оставшиеся же 3 доступны лишь на уровне реализации и используется спецификацией. На первый взгляд(и это первое заблуждение) всё в JS является объектами. Так вот пять из шести доступных программе типов являются так называемыми примитивами и не есть объектами(ниже я поясню почему и как их путают с объектами). Эти пять примитивов это:

    - String (s=’str’)
    - Number (n=10)
    - Boolean (b=true)

    И как я их называю «философские типы»:
    - null (v = null)
    - undefined (u=undefined)

    Философские по тому, что null означает, что переменной присвоено ничего, а undefined – означает, что в переменную присвоили пустоту. Чем отличается «ничего» от «пустоты» в данном случае – поразмыслите на досуге. Сейчас мы этого делать не станем.

    Шестой, доступный программе тип(объектный) – это:
    - Object (не путайте с конструктором Object, мы сейчас ведём речь лишь об абстрактных типах!) – единственный тип, представляющий объекты в JavaScript.
    Объект - это структура данных(целый их набор), представленный в виде набора пар «ключ-значение». Значением может быть любой из типов данных - тогда это будет свойство объекта, или даже функция - тогда это будет метод объекта.

    Есть превеликое множество способов работы с примитивами. Начиная тем, что их можно присвоить в переменные через литералы или через конструкторы и заканчивая тем, что примитивы можно вовсе не объявлять в переменные, работая с ними на прямую. Так же примитивы могут быть в глобальных переменных и в локальных.

    Вот несколько примеров:

    Var v1; //undefined (пустая) локальная переменная var v2="2"; //строковая локальная литеральная переменная var v3 = new String(2); //строковая локальная, объявленная через конструктор переменная. Создаст новый объект типа String v4 = String(2); //строковая глобальная переменная вызванная через конструктор. Создаст переменную window.v4 "2".length; // строка не станет переменной но её можно уже использовать как Объект 34..toString(); //число не станет переменной но его уже можно использовать как объект 12. toString(); //число не станет переменной но его уже можно использовать как объект (22).toString();//число не станет переменной но его уже можно использовать как объект

    В последних 4-х командах, как раз хорошо видно как примитив путают с объектом – ведь мы же вызываем метод, через точку – прямо как у объекта. Действительно создаётся впечатление, что эти примитивы – объекты.

    Заблуждение усугубляется, когда мы проверяем тип переменной, например

    Var v = null; typeof v;

    И получаем в ответ «object».

    А если мы напишем:
    var v = null; v instanceof Object;

    То в голове вообще возникнет каша, потому, что результат последней строчки будет «false». То есть переменная v имеет тип object, но не унаследована от типа Object. Что за дела?!

    Для начала объясню подвох с typeof null. Этот оператор возвращает тип объекта. А дело в том, что оператор typeof возвращает строковое значение, взятое из жёстко закреплённой таблицы, где прописано: «для null – возвращать «object»». Оператор же instanceof – проверяет принадлежит ли что-то к указанному типу данных. Как он это делает, я расскажу в следующей статье, но, уверяю вас, в данном случае он отработал верно, примитив null ни в коем случае не унаследован от типа Object – он сам по себе, примитив – низшая ступень развития.

    Ладно, с typeof и instanceof разобрались, но методы то у примитивов вызываются – как у объектов прям! Как, если это не объект?

    Тут дело вот в чём. Существует такая вещь как функции-обёртки(конструкторы)(и снова всё прояснится во второй статье). Они есть для всех примитивов (Number(), Boolean(), String()), а так же и другие. Их суть состоит в том, что бы из примитива создать объект, у которого будут вспомогательные методы для работы с данным типом примитива.
    Например переменную можно создать так:

    Var num = new Number(23.456);

    В таком случае из примитива 23.456 мы получим объект.
    Для типа number конструктор Number() имеет вспомогательный метод toPrecision() – он определяет для числа количество значимых цифр. Например, если числу 23.456 установить количество значимых цифр 4, то мы получим число 23.45.
    И вот когда мы пытаемся обратится к примитиву как к объекту:

    (23.456). toPrecision(4);

    Интерпретатор временно оборачивает, примитив в объект вызовом new Number(23.456) и потом уже у этого объекта вызывает метод toPrecision(), который у него теперь есть. Таким образом, многие ошибочно считают, что всё в JS есть объектом.

    Так же есть ещё один пример вводящий в заблуждение и вызывающий недопонимание происходящего. Вот код:

    Var str = ‘str’; str.test = ‘test’; //ошибки не будет, программа продолжит работать, но console.log(str.test); //undefined

    Если бы мы считали, как раньше, что str – это объект, мы бы удивились, почему он не запомнил в себе новое свойство test. Но теперь мы знаем, что при обращении к примитиву как к объекту, он временно оборачивается в объект типа String. Но после выполнения операции эта обёртка исчезает, а вместе с ней и новое свойство test. Вот и всё, никакой магии.

    На самом деле, забегая наперёд, во время оборачивания примитива в объект, выстраивается целая цепочка наследования (как это организовано мы поговорим позже), но по сути получается такая вот «матрёшка»:

    Object(Number(<примитив>)). Родителем любого объекта в JS, так или иначе, будет Object. При вызове свойства в объекте поиск проходит по всей этой «матрёшке» пока не найдёт в одном из объектов это свойство или вернёт undefined или если искали метод, то выбросит исключение. Таким образом, у примитива также доступны свойства объекта Object. Как работает прототипное наследование и о его тонкостях мы поговорим во второй статье.

    Для интриги над второй статьёй, которую я хочу выпустить, расскажу про ещё один момент связанный с функциями конструкторами - это преобразование типов. JS - это не строго типизированный язык. Это значит, что в момент объявления переменной мы не обязаны указать какого она типа, и более того во время работы программы в эту переменную можно ложить данные абсолютного любого типа. А так же мы можем использовать, например, строковые переменные в математических действиях или наоборот, числа в операции конкатенации. Пример:

    Var str = "abc"; str+1; // "abc1"

    Здесь примитив типа number - 1, будет преобразован в строковый примитив. В объектах эта возможность доступна через вызов метода toString(), в объектах типа number, есть метод valueOf(), который вернёт примитив типа number. Но мы вроде как говорили что методы могут быть только у объектов. Значит в процессе преобразования примитива из одного типа в другой, происходит тоже оборачивание в объект? Уверяю вас что нет. Вызов этого метода происходит не явно, когда функция-конструктор вызывается интерпретатором без оператора new. Что за волшебный оператор new и что происходит когда функция-конструктор вызывается без него, да и что блин в конце то концов за функция-конструктор такая, мы поговорим в следующей статье. Пока поверьте мне на слово - преобразование типов происходит сразу - из примитива в примитив.

    Пока, конечно, больше вопросов чем ответов, однако, поверьте, всё станет намного прозрачнее после прочтения второй статьи. Здесь я в основном заинтриговал и поднял ряд вопросов - так сказать взбудоражил умы. Но всё же кое-что можно вынести и из этой статьи:
    1. Не смотря на расхожее мнение «всё в JS является объектами» - это не так, мы выяснили, что из 6 доступных программисту типов данных аж 5 является примитивами и лишь один представляет тип объектов.
    2. Про объекты мы узнали, что это такая структура данных, которая содержит в себе пары «ключ-значение». При значением может быть любой из типов данных (и это будет свойство объекта) или функция (и это будет метод объекта).
    3. А вот примитивы – это не объекты. Хотя с ними и можно работать как с объектом (и это вызывает заблуждение что примитив – это объект), но…
    4. Переменные можно объявить как по простому (литерально) (var a = ‘str’), так и через функцию-конструктор (обёртка)(var a = new String(‘str’)). Во втором случае мы получим уже не примитив, а объект созданный функцией-обёрткой String(). (что за магический оператор new и что такое функция-конструктор мы узнаем дальше).
    5. Узнали, что именно за счёт создания обёртки над примитивом (new String(‘str’)) c ним можно работать как с объектом. Именно эту обёртку создаёт интерпретатор вокруг примитива, когда мы пытаемся работать с ним как с объектом, но после выполнения операции она разрушается (поэтому примитив никогда не сможет запомнить свойство, которое мы ему присвоим a.test = ‘test’- свойство test исчезнет с обёрткой).
    6. Узнали, что у объектов есть метод toString() который возвращает строковое представление объекта (для типа number valueOf() – вернёт числовое значение).
    7. Поняли, что при выполнении операций конкатенации или математических операциях примитивы могут переопределить свой тип в нужный. Для этого они используют функции-обёртки своих типов, но без оператора new (str = String(str)).(в чём разница и как это работает, поговорим дальше)
    8. И наконец, узнали, что typeof берёт значения из жёстко зафиксированной таблицы (вот откуда ещё одно заблуждение, основанное на typeof null //object).

    Переменная представляет собой идентификатор, которому присвоено некое значение. К переменной можно обращаться в программе, работая таким образом с присвоенным ей значением.

    Сама по себе переменная в JavaScript не содержит информацию о типе значений, которые будут в ней храниться. Это означает, что записав в переменную, например, строку, позже в неё можно записать число. Такая операция ошибки в программе не вызовет. Именно поэтому JavaScript иногда называют «нетипизированным» языком.

    Прежде чем использовать переменную, её нужно объявить с использованием ключевого слова var или let . Если речь идёт о константе, применяется ключевое слово const . Объявить переменную и присвоить ей некое значение можно и не используя эти ключевые слова, но делать так не рекомендуется.

    ▍Ключевое слово var

    До появления стандарта ES2015 использование ключевого слова var было единственным способом объявления переменных.

    Var a = 0
    Если в этой конструкции опустить var , то значение будет назначено необъявленной переменной. Результат этой операции зависит от того, в каком режиме выполняется программа.

    Так, если включён так называемый строгий режим (strict mode), подобное вызовет ошибку. Если строгий режим не включён, произойдёт неявное объявление переменной и она будет назначена глобальному объекту. В частности, это означает, что переменная, неявно объявленная таким образом в некоей функции, окажется доступной и после того, как функция завершит работу. Обычно же ожидается, что переменные, объявляемые в функциях, не «выходят» за их пределы. Выглядит это так:

    Function notVar() { bNotVar = 1 //лучше так не делать } notVar() console.log(bNotVar)
    В консоль попадёт 1 , такого поведения от программы обычно никто не ждёт, выражение bNotVar = 1 выглядит не как попытка объявления и инициализации переменной, а как попытка обратиться к переменной, находящейся во внешней по отношению к функции области видимости (это - вполне нормально). Как результат, неявное объявление переменных сбивает с толку того, кто читает код и может приводить к неожиданному поведению программ. Позже мы поговорим и о функциях, и об областях видимости, пока же постарайтесь всегда, когда смысл некоего выражения заключается в объявлении переменной, пользоваться специализированными ключевыми словами. Если в этом примере тело функции переписать в виде var bNotVar = 1 , то попытка запустить вышеприведённый фрагмент кода приведёт к появлению сообщения об ошибке (его можно увидеть в консоли браузера).

    Выглядеть оно, например, может так: Uncaught ReferenceError: bNotVar is not defined . Смысл его сводится к тому, что программа не может работать с несуществующей переменной. Гораздо лучше, при первом запуске программы, увидеть такое сообщение об ошибке, чем писать непонятный код, который способен неожиданно себя вести.

    Если, при объявлении переменной, её не инициализируют, не присваивают ей какого-либо значения, ей автоматически будет присвоено значение undefined .

    Var a //typeof a === "undefined"
    Переменные, объявленные с помощью ключевого слова var , можно многократно объявлять снова, назначая им новые значения (но это может запутать того, кто читает код).

    Var a = 1 var a = 2
    В одном выражении можно объявить несколько переменных:

    Var a = 1, b = 2
    Областью видимости переменной (scope) называют участок программы, в котором доступна (видима) эта переменная.

    Переменная, инициализированная с помощью ключевого слова var за пределами какой-либо функции, назначается глобальному объекту. Она имеет глобальную область видимости и доступна из любого места программы. Если переменная объявлена с использованием ключевого слова var внутри функции, то она видна только внутри этой функции, являясь для неё локальной переменной.

    Если в функции, с использованием var , объявлена переменная, имя которой совпадает с именем некоей переменной из глобальной области видимости, она «перекроет» глобальную переменную. То есть, при обращении к такой переменной внутри функции будет использоваться именно её локальный вариант.

    Важно понимать, что блоки (области кода, заключённые в фигурные скобки) не создают новых областей видимости. Новая область видимости создаётся при вызове функции. Ключевое слово var имеет так называемую функциональную область видимости, а не блочную.

    Если в коде функции объявлена некая переменная, она видна всему коду функции. Даже если переменная объявлена с помощью var в конце кода функции, обратиться к ней можно и в начале кода, так как в JavaScript работает механизм поднятия переменных (hoisting). Этот механизм «поднимает» объявления переменных, но не операции их инициализации. Это может стать источником путаницы, поэтому возьмите себе за правило объявлять переменные в начале функции.

    ▍Ключевое слово let

    Ключевое слово let появилось в ES2015, его, упрощённо, можно назвать «блочной» версией var . Область видимости переменных, объявленных с помощью ключевого слова let , ограничивается блоком, оператором или выражением, в котором оно объявлено, а также вложенными блоками.

    Если само слово «let» кажется не очень понятным, можно представить, что вместо него используется слово «пусть». Тогда выражение let color = "red" можно перевести на английский так: «let the color be red», а на русский - так: «пусть цвет будет красным».

    При использовании ключевого слова let можно избавиться от неоднозначностей, сопутствующих ключевому слову var (например, не удастся два раза, используя let , объявить одну и ту же переменную). Использование let за пределами функции, скажем, при инициализации циклов, не приводит к созданию глобальных переменных.

    Например, такой код вызовет ошибку:

    For (let i = 0; i < 5; i++) { console.log(i) } console.log(i)
    Если же, при инициализации цикла, счётчик i будет объявлен с использованием ключевого слова var , то i будет доступно и за пределами цикла, после того, как он завершит работу.

    В наши дни, при разработке JS-программ на основе современных стандартов, вполне можно полностью отказаться от var и использовать только ключевые слова let и const .

    ▍Ключевое слово const

    Значения переменных, объявленных с использованием ключевых слов var или let , могут быть перезаписаны. Если же вместо этих ключевых слов используется const , то объявленной и инициализированной с его помощью константе новое значение присвоить нельзя.

    Const a = "test"
    В данном примере константе a нельзя присвоить новое значение. Но надо отметить, что если a - это не примитивное значение, наподобие числа, а объект, использование ключевого слова const не защищает этот объект от изменений.

    Когда говорят, что в переменную записан объект, на самом деле имеют в виду то, что в переменной хранится ссылка на объект. Эту вот ссылку изменить не удастся, а сам объект, к которому ведёт ссылка, можно будет изменить.

    Ключевое слово const не делает объекты иммутабельными. Оно просто защищает от изменений ссылки на них, записанные в соответствующие константы. Вот как это выглядит:

    Const obj = {} console.log(obj.a) obj.a = 1 //работает console.log(obj.a) //obj = 5 //вызывает ошибку
    В константу obj , при инициализации, записывается новый пустой объект. Попытка обращения к его свойству a , несуществующему, ошибки не вызывает. В консоль попадает undefined . После этого мы добавляем в объект новое свойство и снова пытаемся обратиться к нему. В этот раз в консоль попадает значение этого свойства - 1 . Если раскомментировать последнюю строку примера, то попытка выполнения этого кода приведёт к ошибке.

    Ключевое слово const очень похоже на let , в частности, оно обладает блочной областью видимости.

    В современных условиях вполне допустимо использовать для объявления всех сущностей, значения которых менять не планируется, ключевое слово const , прибегая к let только в особых случаях. Почему? Всё дело в том, что лучше всего стремиться к использованию как можно более простых из доступных конструкций для того, чтобы не усложнять программы и избегать ошибок.

    Типы данных

    JavaScript иногда называют «нетипизированным» языком, но это не соответствует реальному положению дел. В переменные, и правда, можно записывать значения разных типов, но типы данных в JavaScript, всё-таки, есть. В частности, речь идёт о примитивных и об объектных типах данных.

    Для того чтобы определить тип данных некоего значения, можно воспользоваться оператором typeof . Он возвращает строку, указывающую тип операнда.

    ▍Примитивные типы данных

    Вот список примитивных типов данных JavaScript:
    • number (число)
    • string (строка)
    • boolean (логическое значение)
    • null (специальное значение null)
    • undefined (специальное значение undefined)
    • symbol (символ, используется в особых случаях, появился в ES6)
    Здесь названия типов данных приведены в том виде, в котором их возвращает оператор typeof .

    Поговорим о наиболее часто используемых типах данных из этого списка.

    Тип number

    Значения типа number в JavaScript представлены в виде 64-битных чисел двойной точности с плавающей запятой.

    В коде числовые литералы представлены в виде целых и дробных чисел в десятичной системе счисления. Для записи чисел можно использовать и другие способы. Например, если в начале числового литерала имеется префикс 0x - он воспринимается как число, записанное в шестнадцатеричной системе счисления. Числа можно записывать и в экспоненциальном представлении (в таких числах можно найти букву e).

    Вот примеры записи целых чисел:

    10 5354576767321 0xCC // шестнадцатеричное число
    Вот дробные числа.

    3.14 .1234 5.2e4 //5.2 * 10^4
    Числовые литералы (такое поведение характерно и для некоторых других примитивных типов), при попытке обращения к ним как к объектам, автоматически, на время выполнения операции, преобразуются в соответствующие объекты, которые называют «объектными обёртками». В данном случае речь идёт об объектной обёртке Number .

    Вот, например, как выглядит попытка обратиться к переменной a , в которую записан числовой литерал, как к объекту, в консоли Google Chrome.

    Подсказка по объектной обёртке Number

    Если, например, воспользоваться методом toString() объекта типа Number , он возвратит строковое представление числа. Выглядит соответствующая команда, которую можно выполнить в консоли браузера (да и в обычном коде) так:

    A.toString()
    Обратите внимание на двойные скобки после имени метода. Если их не поставить, система не выдаст ошибку, но, вместо ожидаемого вывода, в консоли окажется нечто, совсем не похожее на строковое представление числа 5.

    Глобальный объект Number можно использовать в виде конструктора, создавая с его помощью новые числа (правда, в таком виде его практически никогда не используют), им можно пользоваться и как самостоятельной сущностью, не создавая его экземпляры (то есть - некие числа, представляемые с его помощью). Например, его свойство Number.MAX_VALUE содержит максимальное числовое значение, представимое в JavaScript.

    Тип string

    Значения типа string представляют собой последовательности символов. Такие значения задают в виде строковых литералов, заключённых в одинарные или двойные кавычки.

    "A string" "Another string"
    Строковые значения можно разбивать на несколько частей, используя символ обратной косой черты (backslash).

    "A \ string"
    Строка может содержать так называемые escape-последовательности, интерпретируемые при выводе строки в консоль. Например, последовательность \n означает символ перевода строки. Символ обратной косой черты можно использовать и для того, чтобы добавлять кавычки в строки, заключённые в такие же кавычки. Экранирование символа кавычки с помощью \ приводит к тому, что система не воспринимает его как специальный символ.

    "I\"m a developer"
    Строки можно конкатенировать с использованием оператора + .

    "A " + "string"

    Шаблонные литералы

    В ES2015 появились так называемые шаблонные литералы, или шаблонные строки. Они представляют собой строки, заключённые в обратные кавычки (`) и обладают некоторыми интересными свойствами.

    `a string`
    Например, в шаблонные литералы можно подставлять некие значения, являющиеся результатом вычисления JavaScript-выражений.

    `a string with ${something}` `a string with ${something+somethingElse}` `a string with ${obj.something()}`
    Использование обратных кавычек упрощает многострочную запись строковых литералов:

    `a string with ${something}`

    Тип boolean

    В JavaScript есть пара зарезервированных слов, использующихся при работе с логическими значениями - это true (истина), и false (ложь). Операции сравнения, например, такие, как == , === , < , > , возвращают true или false .

    Логические выражения используются в конструкциях наподобие if и while , помогая управлять ходом выполнения программы.

    При этом надо отметить, что там, где ожидается значение true или false , можно использовать и другие значения, которые автоматически расцениваются языком как истинные (truthy) или ложные (falsy).

    В частности, ложными значениями являются следующие:

    0 -0 NaN undefined null "" //пустая строка
    Остальные значения являются истинными.

    Тип null

    В JavaScript имеется специальное значение null , которое указывает на отсутствие значения. Подобные значения используются и в других языках.

    Тип undefined

    Значение undefined , записанное в некую переменную, указывает на то, что эта переменная не инициализирована и значение для неё отсутствует.

    Это значение автоматически возвращается из функций, результат работы которых не возвращается явно, с использованием ключевого слова return . Если функция принимает некий параметр, который, при её вызове, не указан, он также устанавливается в undefined .

    Для того чтобы проверить значение на undefined , можно воспользоваться следующей конструкцией.

    Typeof variable === "undefined"

    ▍Объекты

    Все значения, не являющиеся примитивными, имеют объектный тип. Речь идёт о функциях, массивах, о том, что мы называем «объектами», и о многих других сущностях. В основе всех этих типов данных лежит тип object , и они, хотя и во многом друг от друга отличаются, имеют и много общего.

    Выражения

    Выражения - это фрагменты кода, которые можно обработать и получить на основе проведённых вычислений некое значение. В JavaScript существует несколько категорий выражений.

    Арифметические выражения

    В эту категорию попадают выражения, результатом вычисления которых являются числа.

    1 / 2 i++ i -= 2 i * 2

    Строковые выражения

    Результатом вычисления таких выражений являются строки.

    "A " + "string" "A " += "string"

    Первичные выражения

    В эту категорию попадают литералы, константы, ссылки на идентификаторы.

    2 0.02 "something" true false this //контекст выполнения, ссылка на текущий объект undefined i //где i является переменной или константой
    Сюда же можно отнести и некоторые ключевые слова и конструкции JavaScript.

    Function class function* //генератор yield //команда приостановки/возобновления работы генератора yield* //делегирование другому итератору или генератору async function* //асинхронное функциональное выражение await //организация ожидания выполнения асинхронной функции /pattern/i //регулярное выражение () //группировка

    Выражения инициализации массивов и объектов

    //литерал массива {} //объектный литерал {a: 1, b: 2} {a: {b: 1}}

    Логические выражения

    В логических выражениях используются логические операторы, результатом их вычисления оказываются логические значения.

    A && b a || b !a

    Выражения доступа к свойствам

    Эти выражения позволяют обращаться к свойствам и методам объектов.

    Object.property //обращение к свойству (или методу) объекта object object["property"]

    Выражения создания объектов

    new object() new a(1) new MyRectangle("name", 2, {a: 4})

    Выражения объявления функций

    function() {} function(a, b) { return a * b } (a, b) => a * b a => a * 2 () => { return 2 }

    Выражения вызова

    Такие выражения используются для вызова функций или методов объектов.

    A.x(2) window.resize()

    Работа с объектами

    Выше мы уже сталкивались с объектами, говоря об объектных литералах, о вызове их методов, о доступе к их свойствам. Здесь мы поговорим об объектах подробнее, в частности, рассмотрим механизм прототипного наследования и использование ключевого слова class .

    ▍Прототипное наследование

    JavaScript выделяется среди современных языков программирования тем, что поддерживает прототипное наследование. Большинство же объектно-ориентированных языков используют модель наследования, основанную на классах.

    У каждого JavaScript-объекта есть особое свойство (__proto__), которое указывает на другой объект, являющийся его прототипом. Объект наследует свойства и методы прототипа.

    Предположим, у нас имеется объект, созданный с помощью объектного литерала.

    Const car = {}
    Или мы создали объект, воспользовавшись конструктором Object .

    Const car = new Object()
    В любом из этих случаев прототипом объекта car будет Object.prototype .

    Если создать массив, который тоже является объектом, его прототипом будет объект Array.prototype .

    Const list = //или так const list = new Array()
    Проверить это можно следующим образом.

    Car.__proto__ == Object.prototype //true car.__proto__ == new Object().__proto__ //true list.__proto__ == Object.prototype //false list.__proto__ == Array.prototype //true list.__proto__ == new Array().__proto__ //true
    Здесь мы пользовались свойством __proto__ , оно не обязательно должно быть доступно разработчику, но обычно обращаться к нему можно. Надо отметить, что более надёжным способом получить прототип объекта является использование метода getPrototypeOf() глобального объекта Object .

    Object.getPrototypeOf(new Object())
    Все свойства и методы прототипа доступны объекту, имеющему этот прототип. Вот, например, как выглядит их список для массива.


    Подсказка по массиву

    Базовым прототипом для всех объектов является Object.prototype .

    Array.prototype.__proto__ == Object.prototype
    У Object.prototype прототипа нет.

    То, что мы видели выше, является примером цепочки прототипов.

    При попытке обращения к свойству или методу объекта, если такого свойства или метода у самого объекта нет, их поиск выполняется в его прототипе, потом - в прототипе прототипа, и так - до тех пор, пока искомое будет найдено, или до тех пор, пока цепочка прототипов не кончится.

    Помимо создания объектов с использованием оператора new и применения объектных литералов или литералов массивов, создать экземпляр объекта можно с помощью метода Object.create() . Первый аргумент, передаваемый этому методу, представляет собой объект, который станет прототипом создаваемого с его помощью объекта.

    Const car = Object.create(Object.prototype)
    Проверить, входит ли некий объект в цепочку прототипов другого объекта, можно с использованием метода isPrototypeOf() .

    Const list = Array.prototype.isPrototypeOf(list)

    Функции-конструкторы

    Выше мы создавали новые объекты, пользуясь уже имеющимися в языке функциями-конструкторами (при их вызове используется ключевое слово new). Такие функции можно создавать и самостоятельно. Рассмотрим пример.

    Function Person(name) { this.name = name } Person.prototype.hello = function() { console.log(this.name) } let person = new Person("Flavio") person.hello() console.log(Person.prototype.isPrototypeOf(person))
    Здесь мы создаём функцию-конструктор. При её вызове создаётся новый объект, на который указывает ключевое слово this в теле конструктора. Мы добавляем в этот объект свойство name и записываем в него то, что передано конструктору. Этот объект возвращается из конструктора автоматически. С помощью функции-конструктора можно создать множество объектов, свойства name которых будут содержать то, что передано при их создании конструктору.

    После создания конструктора мы добавляем в его прототип функцию, которая будет выводить в консоль значение свойства name объекта, созданного с помощью этой функции. Все объекты, созданные с помощью этого конструктора, будут иметь один и тот же прототип, а значит и пользоваться одной и той же функцией hello() . Это несложно проверить, создав ещё один объект типа Person и сравнив его функцию hello() с функцией уже имеющегося в примере объекта (имя функции в таком случае записывают без скобок).

    ▍Классы

    В стандарте ES6 в JavaScript пришло такое понятие как «класс».

    До этого в JavaScript можно было пользоваться лишь вышеописанным механизмом прототипного наследования. Этот механизм непривычно выглядел для программистов, пришедших в JS из других языков. Поэтому в языке и появились классы, которые, по сути, являются «синтаксическим сахаром» для прототипного механизма наследования. То есть, и объекты, созданные традиционным способом, и объекты, созданные с использованием классов, имеют прототипы.

    Объявление класса

    Вот как выглядит объявление класса.

    Class Person { constructor(name) { this.name = name } hello() { return "Hello, I am " + this.name + "." } }
    У класса есть идентификатор, который можно использовать для создания новых объектов с применением конструкции new ClassIdentifier() .

    При создании нового объекта вызывается метод constructor , ему передаются параметры.

    В классе можно объявлять методы. В нашем случае hello() - это метод, который могут вызывать все объекты, созданные на основе класса. Вот как выглядит создание нового объекта с использованием класса Person .

    Const flavio = new Person("Flavio") flavio.hello()

    Наследование, основанное на классах

    Классы могут расширять другие классы. Объекты, созданные на основе таких классов, будут наследовать и методы исходного класса, и методы, заданные в расширенном классе.

    Если класс, расширяющий другой класс (наследник этого класса) имеет метод, имя которого совпадает с тем, который есть у класса-родителя, этот метод имеет преимущество перед исходным.

    Class Programmer extends Person { hello() { return super.hello() + " I am a programmer." } } const flavio = new Programmer("Flavio") flavio.hello()
    При вызове метода hello() в вышеприведённом примере будет возвращена строка Hello, I am Flavio. I am a programmer .

    В классах не предусмотрено наличие переменных (свойств), свойства создаваемых с помощью классов объектов нужно настраивать в конструкторе.

    Внутри класса можно обращаться к родительскому классу с использованием ключевого слова super .

    Статические методы

    Методы, описываемые в классе, можно вызывать, обращаясь к объектам, созданным на основе этого класса, но не к самому классу. Статические (static) методы можно вызывать, обращаясь непосредственно к классу.

    Приватные методы

    В JavaScript нет встроенного механизма, который позволяет объявлять приватные (частные, закрытые) методы. Это ограничение можно обойти, например, с использованием замыканий.

    Геттеры и сеттеры

    В классе можно описывать методы, предваряя их ключевыми словами get или set . Это позволяет создавать так называемые геттеры и сеттеры - функции, которые используются для управления доступом к свойствам объектов, созданных на основе класса. Геттер вызывается при попытке чтения значения псевдо-свойства, а сеттер - при попытке записи в него нового значения.

    Class Person { constructor(name) { this.userName = name } set name(value) { this.userName = value } get name() { return this.userName } }

    Итоги

    В этом материале мы поговорили о переменных, о типах данных, о выражениях и о работе с объектами в JavaScript. Темой нашего следующего материала будут функции.

    Уважаемые читатели! Если вы уже давно пишете на JS, просим рассказать о том, как вы относитесь к появлению в языке ключевого слова class.

    Урок №3
    Типы данных в языке JavaScript

    В прошлом уроке мы выяснили, что переменная — это именованная область памяти, которая хранит в себе какие-либо данные (значения).

    У каждого значения в JavaScript, имеется свой тип данных . Всего в JavaScript существует 6 типов данных, в этом уроке по JavaScript, мы рассмотрим 4 типа данных:
    — числовой тип данных number ,
    — строковый тип данных string ,
    — логический тип данных boolean ,
    — неопределённый тип данных undefined .

    Остальные два изучим чуть позже:
    — объектный тип данных object
    — пустой тип данных null

    Оператор typeof

    Прежде чем рассмотреть типы данных JavaScript , познакомимся сначала с оператором typeof , он позволяет узнать какой тип данных присвоен переменной, делается это следующим образом:

    Alert(typeof имяПеременной);

    После этого скрипт должен выдать какое-либо сообщение: number , string , boolean , undefined , object .

    Тип данных: число (number)

    Когда переменной, в качестве значения, присваивается какое-либо число (без кавычек) , её тип данных становится number

    Var myNumber; myNumber = 5; alert(typeof myNumber);

    В первой строке мы создали переменную с именем myNumber , во второй строке, присвоили переменной значение 5 , в третьей с помощью оператора typeof вычислили тип данных у переменной myNumber , а функция alert() показала нам результат этих вычислений.

    В итоге, данный скрипт выведет нам сообщение number . Если число обрамить кавычками (одинарными "5" или двойными "5" ) , то оно превратится в строку string .

    Тип данных: строка (string)

    Когда переменной в качестве значения присваивается какое-либо значение, заключённое в двойные " " или одинарные кавычки " " , то её тип данных становится string .

    Var myString; myString = "Привет, я строка JavaScript!"; alert(typeof myString);

    В первой строке мы создали переменную с именем myString , во второй строке, присвоили переменной значение "Привет, я строка JavaScript!" , в третьей с помощью оператора typeof вычислили тип данных у переменной myString , а функция alert() показала нам результат этих вычислений. В итоге, данный скрипт должен вывести нам сообщение string .

    Тип данных: логический тип данных (boolean)

    Когда переменной в качестве значения присваивается true или false , без кавычек , то её тип данных становится boolean .

    Тип данных boolean — это логический тип данных, он имеет всего два значения: true (правда) или false (ложь) .

    Var myBoolean; myBoolean = true; alert(typeof myBoolean);

    В первой строке мы создали переменную с именем myBoolean , во второй строке, присвоили переменной значение true , в третьей с помощью оператора typeof вычислили тип данных у переменной myBoolean , а функция alert() показала нам результат этих вычислений. В итоге, данный скрипт должен вывести нам сообщение boolean .

    Логический тип данных, мы изучим более подробно в следующих уроках, посвящённых операциям сравнения, логическим операциям и оператору ветвления if

    Тип данных: undefined

    Тип данных undefined появляется тогда, когда переменная объявлена, но не инициализирована, т.е. переменная создана, но значения ей не присвоили.

    Var myUndefined; alert(typeof myUndefined);

    В первой строке мы создали переменную с именем myUndefined , во второй строке с помощью оператора typeof вычислили тип данных у переменной myUndefined , а функция alert() показала нам результат этих вычислений. В итоге, данный скрипт должен вывести нам сообщение undefined .

    Доступ к значению переменной

    Чтобы получить доступ, к значению переменной, нужно обратиться к ней по имени:

    // объявляем переменные var myString; var myNumber; // инициализируем переменные myString = "Привет, МИР!"; myNumber = 5; // обращаемся к переменным alert(myString); alert(myNumber);

    В первой и второй строках кода мы создали переменные myString и myNumber , в третьей и четвёртой строках присвоили переменным значения "Привет, МИР!" и 5 , в пятой и шестой строках с помощью функции alert() вывели результаты Привет, МИР! и 5

    Последнее обновление: 26.03.2018

    Все используемые данные в javascript имеют определенный тип. В JavaScript имеется пять примитивных типов данных:

      String : представляет строку

      Number : представляет числовое значение

      Boolean : представляет логическое значение true или false

      undefined : указывает, что значение не установлено

      null : указывает на неопределенное значение

    Все данные, которые не попадают под вышеперечисленные пять типов, относятся к типу object

    Числовые данные

    Числа в JavaScript могут иметь две формы:

      Целые числа, например, 35. Мы можем использовать как положительные, так и отрицательные числа. Диапазон используемых чисел: от -2 53 до 2 53

      Дробные числа (числа с плавающей точкой), например, 3.5575. Опять же можно использовать как положительные, так и отрицательные числа. Для чисел с плавающей точкой используется тот же диапазон: от -2 53 до 2 53

    Например:

    Var x = 45; var y = 23.897;

    В качестве разделителя между целой и дробной частями, как и в других языках программирования, используется точка.

    Строки

    Тип string представляет строки, то есть такие данные, которые заключены в кавычки. Например, "Привет мир" . Причем мы можем использовать как двойные, так и одинарные кавычки: "Привет мир" и "Привет мир" . Единственно ограничение: тип закрывающей кавычки должен быть тот же, что и тип открывающей, то есть либо обе двойные, либо обе одинарные.

    Если внутри строки встречаются кавычки, то мы их должны экранировать слешем. Например, пусть у нас есть текст "Бюро "Рога и копыта"" . Теперь экранируем кавычки:

    Var companyName = "Бюро \"Рога и копыта\"";

    Также мы можем внутри стоки использовать другой тип кавычек:

    Var companyName1 = "Бюро "Рога и копыта""; var companyName2 = "Бюро "Рога и копыта"";

    Тип Boolean

    Тип Boolean представляет булевые или логические значения true и false (то есть да или нет):

    Var isAlive = true; var isDead = false;

    null и undefined

    Нередко возникает путаница между null и undefined. Итак, когда мы только определяем переменную без присвоения ей начального значения, она представляет тип undefined:

    Var isAlive; console.log(isAlive); // выведет undefined

    Присвоение значение null означает, что переменная имеет некоторое неопределенное значение (не число, не строка, не логическое значение), но все-таки имеет значение (undefined означает, что переменная не имеет значения):

    Var isAlive; console.log(isAlive); // undefined isAlive = null; console.log(isAlive); // null isAlive = undefined; // снова установим тип undefined console.log(isAlive); // undefined

    object

    Тип object представляет сложный объект. Простейшее определение объекта представляют фигурные скобки:

    Var user = {};

    Объект может иметь различные свойства и методы:

    Var user = {name: "Tom", age:24}; console.log(user.name);

    В данном случае объект называется user, и он имеет два свойства: name и age. Это краткое описание объектов, более подробное описание приводится в соответствующей главе.

    Слабая типизация

    JavaScript является языком со слабой типизацией. Это значит, что переменные могут динамически менять тип. Например:

    Var xNumber; // тип undefined console.log(xNumber); xNumber = 45; // тип number console.log(xNumber); xNumber = "45"; // тип string console.log(xNumber);

    Несмотря на то, что во втором и третьем случае консоль выведет нам число 45, но во втором случае переменная xNumber будет представлять число, а в третьем случае - строку.

    Это важный момент, который надо учитывать и от которого зависит поведение переменной в программе:

    Var xNumber = 45; // тип number var yNumber = xNumber + 5; console.log(yNumber); // 50 xNumber = "45"; // тип string var zNumber = xNumber + 5 console.log(zNumber); // 455

    Выше в обоих случая к переменной xNumber применяется операция сложения (+). Но в первом случае xNumber представляет число, поэтому результатом операции xNumber + 5 будет число 50.

    Во втором случае xNumber представляет строку. Но операция сложения между строкой и числом 5 невозможна. Поэтому число 5 будет преобразовываться к строке, и будет происходить операция объединения строк. И результатом выражения xNumber + 5 будет стока "455".

    Оператор typeof

    С помощью оператора typeof можно получить тип переменной:

    Var name = "Tom"; console.log(typeof name); // string var income = 45.8; console.log(typeof income); // number var isEnabled = true; console.log(typeof isEnabled); // boolean var undefVariable; console.log(typeof undefVariable); // undefined

    Похожие публикации