Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  

Get Adobe Flash player

поиск

Сведения об образовательной организации

 

 Центр историко - культурного наследия г.Курска

Уголок психолога

Казнить нельзя помиловать. О вреде и пользе наказаний.
педагог-психолог Бараненко А.В.
Бараненко
Анна Васильевна
педагог-психолог

Казнить нельзя помиловать. О вреде и пользе наказаний.

Все родители мечтают вырастить «хорошего» ребенка. В действительности же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный». Такой малыш, который всегда слушается, исполняет любое требование, проявляет ответственность в тех заданиях, которые ему поручил взрослый.

Если ребенок не делает так, как хочется взрослым, то взрослый раздражается, злится, гневается. За этой реакцией следует наказание.

Что такое «наказание»? Цель и смысл наказания. Какие бывают виды наказаний?

А как наказывали вас, нынешних родителей и бывших детей, взрослые, которые тогда были рядом с вами?

Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Первая команда представит нам аргументы в пользу наказаний, вторая – против. На листах бумаги напишите свои аргументы.

Обсудим педагогические ситуации.

    1. Дети играют в семью. Артем – папа, Аня – мама, Даша – дочь, Света – собачка. Папа очень суров и раздает подзатыльники дочери за малейшее непослушание. Дочь жалуется маме, мама занимает достаточно отстраненную позицию, предлагая дочери подумать, в чем она провинилась. Дочь пинает собачку, пока родители не видят.

    1. 4-х летний Алеша баловался за столом, ему делали замечания. Он на них не реагировал, подавился и закашлялся. Алешу поставили в угол. Когда время «отбывания» наказания прошло, папа спросил, будет ли так делать сын еще. Сын ответил «Нет». Папа уточнил – понял ли сын, за что его наказали? Сын ответил: «За то, что кашлял».

    Чьи модели поведения отображаются в ситуациях?

    За какие проступки все же требуется детей наказать?


    По мнению психологов, наказание вызывает в малыше тревогу, страх, чувство беспомощности, что впоследствии может привести к неконтролируемым приступам агрессии и депрессии.

    Он начинает думать, что если его наказывают, и делают это самые близкие люди, то он плохой, более того, хуже остальных детей (особенно при заявлении родителей, что «все дети как дети, а ты у меня…»). Так формируется детская, ранняя самооценка.

    Виды наказаний и их последствия

    Вид наказанияРезультат
    Наказывая ребенка за проступок, родители подолгу не разговаривали с ним. Теперь взрослого угнетает сама перспектива остаться не услышанным, именно в этом кроется причина его невыносимой болтливости.
    Читали нотации. Взыскивая к совести ребенка. Тем самым они приобрели в его самооценке приличную брешь, а нудные нотации привили чувство вины и вынудили считать все естественные желания чем-то низким, постыдным. Это привело к нелепой привычке заранее извиняться и оправдываться перед всеми.
    Ребенка слишком часто ставили в угол. В компании друзей или во время деловой встречи взрослый, на всякий случай, держится обособленно. Большей частью молчит. Как в детстве, опасается, что в разгар веселья прозвучит грозный родительский приказ: «Встань в угол».
    Применяли телесные наказания. Родители особо не задумывались, какой метод воспитания подойдет лучше всего, и просто пороли, нередко в целях профилактики. Таким образом, они решали сразу две проблемы – запугивали ребенка, а себе обеспечивали эмоциональную разрядку. Мера наказания измерялась количеством неудач в личной жизни или карьере.
    Как итог – взрослый приобрел неожиданные всплески неуправляемых эмоций. Хотя эта энергия могла бы использоваться в мирных целях.
    Ограничивали свободу. Многие родители спят и видят, как их дети ходят по струнке. Запрещают участвовать в играх с друзьями. Закаляли волю уверениями: «Ты ни с чем не справишься без нашей помощи».
    Теперь уже взрослый, продолжает наедятся на всемогущих родителей или спутника жизни, не научившись рассчитывать на себя.
    Лишали любимого занятия. Ребенок был без ума от своих увлечений, отдаваясь им целиком и полностью. Прекрасно зная об этом, родители в качестве наказания отбирали любимые игрушки, книги, конструктор.
    Такие меры усиливали желание ребенка уединяться, отгораживаться от всех. Сейчас, устанавливая с окружающими непреодолимую дистанцию, взрослый ограждает себя от возможных разочарований и боли.
    Стыдили при друзьях и знакомых. Теперь его не оставляет мысль о собственной незадачливости. Взрослый не выносит даже минимальной критики.

    К чему приводит НАКАЗАНИЕ

    • Прибегает ко лжи
    • Сваливает вину на других
    • Безответственность
    • Робость, боязнь
    • Смятение
    • Ребёнок старается угодить или оказывает сопротивление
    • Низкая самооценка
    • Отсутствие доверия
    • Стремление отомстить
    • Озлобленность вымещает на своих младших братьях и сёстрах
    • Рассеянные дети
    • Трусливость, ябедничество
    • Делает всё себе назло
    • Внешний фактор контроля за поведением
    • Отсутствие самодисциплины
    • Отсутствие уверенности в себе
    • Дефицит уважения
    • Не знает себе истинную цену
    • Не знает, как себя реализовать с пользой для дела

    К чему приводит ПЕРЕОРИЕНТИРОВАНИЕ

    • Не ждёт милости от других
    • Уважает себя и других
    • Внимателен к другим
    • Способный отстоять свои права
    • Внутренне собранный и целеустремлённый
    • Действует сообща с другими
    • Действует сообразно обстоятельству
    • Доверяет
    • Высокая самооценка
    • Доброжелательный, спокойный уравновешенный ребёнок
    • Уверенный в себе
    • Внутренний фактор контроля за поведением
    • Познаёт жизнь на собственном опыте
    • Принимает решения самостоятельно
     
    Мальчишки, девчонки. Отличие.
    педагог-психолог Бараненко А.В.
    Бараненко
    Анна Васильевна
    педагог-психолог

    ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…

    1. Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх. Мальчики обычно поступают наоборот.

    2. Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову. Девочки, раздеваясь, снимают блузку двумя руками, потянув наверх.

    3. Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком, девочки - ладонью.

    4.Оборачиваясь на зов, девочки поворачивают только голову, мальчики - корпус, потому что шея у них не такая гибкая.

    5. Девочки дышат грудью, у мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.

    6. Подниматься или спускаться с горы девочки стараются боком. Мальчики просто шире расставляют ноги.

    7. Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину. Мальчики поднимают ногу и смотрят на неё спереди.

    8. Пояс на халате девочки завязывают выше пупка, на талии, а мальчики - ниже.

    9. Уши девочки затыкают пальцами, мальчики ладонями.

    10. Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги либо кладут стопу одной ноги на колено другой. Девочки подворачивают под себя ногу.

    11. Задумываясь, мальчики почёсывают подбородок и шею, девочки наматывают прядь волос на палец.

    12. Поправляя причёску, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их. Девочки же взбивают причёску пальцами, распушая волосы.

    13. Потеряв в квартире ценную вещь, девочки обычно обращаются к чёртику(или к домовому)) с просьбой поиграть и отдать.=) Мальчики переворачивают всё вокруг.

    14. Напившись, девочки сразу же признаются в этом. Мальчики утверждают, что они как стёклышко, до последнего.

    15. Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины. Девочки упираются рукой в бок.

    16. Во сне девочки зажимают одеяло между ног и обнимают подушку. Мальчики ложатся на спину, широко раскидывают ноги, а руку кладут под голову. Но не всегда.

    17. У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.

    18. Когда мальчики хотят понравиться девочкам, они прикидываются умными. А девочки, в свою очередь, играют в глупышек.

    19. Мальчики не надевают ничего неудобного ради красоты. Девочки никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства.=)

    20. Девочка, видя что-то, что ей безумно нравится, восклицает: "Боже, какая прелесть!"; мальчики произносят: "Ого, вот это сиськи!"

    21. Мальчики думают молча, а девочки рассуждают сами с собой, что воспринимается мужчинами, как лишняя болтовня.

    22. Рассказывая секрет, девочки прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью. Мальчики просто понижают голос и наклоняют голову.


     

    НИ МАЛЬЧИКИ, НИ ДЕВОЧКИ НЕ МОГУТ:

    • чихнуть с открытыми глазами;
    • сжать кулак сразу после пробуждения;
    • родиться с коленными чашечками: они появляются в возрасте двух лет;
    • увидеть, что творится в холодильнике, когда его закрывают.
     
    Скоро в первый класс!
    педагог-психолог Бараненко А.В.
    Бараненко
    Анна Васильевна
    педагог-психолог

    Скоро в первый класс!

    До 1 сентября остается не так уж много времени: еще несколько месяцев - и ваш малыш станет первоклассником, вступив в новую эпоху своей жизни. Как же помочь будущему ученику подготовиться к новой жизни, чтобы первая же неделя сентября не отвратила его от школы и от учебы?.

    Основной вопрос, который волнует всех родителей: какими знаниями должен обладать ребенок, поступая в первый класс. Необходимым минимумом считается знание букв и цифр, умение читать простые слоги и двусложные слова ("мама" – это минимум, "рыбка" – высший пилотаж), решать простейшие задачки на сложение-вычитание ("Мама испекла пять пирожков, три ты съел, сколько осталось?"), подкрепляя решение этих задачек действием с палочками. И большего не нужно!

    Гораздо важнее психологическая и физическая готовность к школе. Нужно, чтобы ребенок хотел идти в первый класс. И он должен осознавать, что школа – это не продолжение детского садика. Он должен хотеть учиться! Поэтому в беседах о будущем важно подчеркивать именно учебный фактор: "Ты узнаешь много нового, научишься читать/считать/писать быстро/точно/красиво!". Пока на вопрос "Что ты будешь делать в школе?" ребенок отвечает "Играть с ребятами", – он не готов к обучению!.

    Что же могут сделать внимательные родители, чтобы помочь своему чаду подготовиться к учебному году в первом классе?.

    Поиграйте с ним в школу. Пусть игрушки пойдут учиться в первый класс, рассядутся за импровизированные парты, а умненький Буратино станет их учителем. В игре вы сможете объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет (это важно!), что делать на перемене. Наверняка вы занимаетесь подготовкой к школе – читаете, пишете, рисуете. Так включите эту подготовку в игру про школу. Пятнадцатиминутные "уроки" будут чередоваться с пятиминутными "переменами".

    Пришло время выделить рабочее место для занятий вашего первоклассника. Ему нужен личный письменный стол с хорошим освещением и настольной лампой. Также понадобится место для учебников и книг. Пусть ребенок знает, что на столе должен быть порядок, и за этот порядок ответственен только он.

    Если на лето ваше чадо уедет к бабушке, на дачу, на море, будет лучше, если в середине августа он уже вернется домой. Важно перейти на "школьный режим дня" за пару недель до начала настоящего учебного года. Поднимайте дитя в то время, когда он будет вставать в течение года, кормите его завтраком и отправляйтесь на прогулку до школы. Изучите маршрут – это важно и для ребенка, чтобы он знал путь домой, и для вас. Вы рассчитаете, сколько времени будет занимать у вас дорога. К тому же, если вы знаете, что не сможете забирать или отводить вашего ученика, у вас будет возможность "прорепетировать" самостоятельное хождение вашего взрослого малыша по маршруту "дом-школа". Обязательно уделите внимание вопросам поведения на улице, правилам дорожного движения!

    Хорошо бы познакомить ребенка с его учительницей. В двадцатых числах августа учителя-"первоклассники" обычно уже выходят из отпусков. Тогда первого сентября среди моря новых лиц ваш ребенок безошибочно выделит свою "вторую маму".

    Подготовьте одежду, в которой ваш малыш будет ходить в первый класс. Пусть потренируется одеваться-раздеваться самостоятельно. Особенно это касается обуви и "сменки". Начните приучать к тому, чтобы одежду и портфель ребенок готовил с вечера.

    На родительском собрании вам наверняка скажут, что именно нужно купить к учебному году – у каждой школы свои требования. Где-то закупают централизованно, а родители лишь сдают деньги. Где-то выдают список, и каждая семья покупает для ученика первого класса необходимое.

    Научите своего почти первоклассника складывать вещи в портфель, открывать-закрывать его, а также – как носить.

    Не забудьте о физической нагрузке. Может быть, пришло время ввести в ваше утро совместную зарядку? И для вас полезно, и у ребенка выработаются здоровые привычки на всю жизнь! Побольше гуляйте вместе. Заодно поищите в округе спортивные секции, которые ученик первого класса сможет посещать в учебном году. Это не должна быть серьезная спортивная подготовка – лишь средство для отдыха и разрядки. Имеет смысл посетить врачей – терапевта и стоматолога. Потом на это не будет ни времени, ни сил, ни желания.

    И самое важное – приучайте дитя к самостоятельности. Пусть он приготовит завтрак всей семье (заодно вы научите его рецептам простейших блюд). А днем, когда вы будете играть в школу, не забудь о домашнем задании, которое ваш играющий ученик будет выполнять после полдника. Пусть это будут простейшие задания для первого класса, вроде нарисовать домик. Важно, что он будет делать это самостоятельно, уделяя время и силы только этой задаче.

    В последние дни августа устройте праздник. Сходите с ребенком в зоопарк, в театр, в парк – отметьте начало новой, школьной жизни, попрощайтесь с детсадовским прошлым. Последние недели перед школой должны дать отличный старт новой жизни. Ведь когда пройдет первая эйфория от перемен и начнутся трудовые будни, для ребенка важно не потерять задора, желания учиться и ходить в школу.

     
    Кризис трех лет.
    педагог-психолог Бараненко А.В.
    Бараненко
    Анна Васильевна
    педагог-психолог

    Кризис трех лет.

    Очень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Наглядно представить это себе достаточно трудно, потому что все мы, взрослые люди, обладаем ощущением своего собственного "я" и полагаем, что иначе и быть не может. Тем не менее ребенок раннего возраста еще лишен этого ощущения. Он сам не отделяет тех чувств и желаний, которые у него возникают, от внешних причин, их вызвавших. Действительность для него гораздо более "текуча", более изменчива, чем для нас. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке. Тем более трудно малышу осознать отдельной личностью себя. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице, беседуют с собой, как с посторонним: уговаривают, ругают, благодарят.

    Осознание себя происходит обычно к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ведь он овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. И он начинает мало-помалу понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: "Дай мне куклу", "Я бегаю", "Возьми меня с собой". Да, малыш как бы отделяет себя от других людей. Он осознает собственные (возросшие!) возможности. Это приводит к тому, что он начинает иначе относиться к взрослым,- Он начинает сравнивать себя с ними. Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, обладать той же независимостью, самостоятельностью. Мальчик трех лет заявляет: "Когда я выясту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы. Я буду пливозить (привозить) вам тойт (торт). Я буду сажать Киюшу на шкаф. Я буду писать и читать большие книжки".

    Но хотя мальчик говорит о будущем, это вовсе не означает, что он намерен терпеливо ждать, пока на самом деле вырастет. Нет, его слова выражают по сути желание немедленно стать "большим". Как вы помните из вводных глав, это желание наиболее ярко выливается в неукротимое порой стремление к самостоятельности, в противопоставление своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трех лет.

    В этот период, который длится обычно несколько месяцев (и протекает у разных детей, конечно, по-разному), мы испытываем значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваемся с его упрямством, негативизмом. Дети не только протестуют на каждом шагу против нашей излишней (по их мнению) опеки, но и специально проделывают вещи, которые заведомо запрещены. Перед сверстниками и "посторонними" взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует.

    Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание (с этим мы сталкивались все время, пока ребенок рос, — в разных дозах, разумеется). Мы зовем ребенка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребенка не совпало с требованием взрослого.

    Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чем заключаются наши требования и каковы подлинные желания малыша. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: "Иди, катайся". На это наш негативист отвечает: "Не пойду". Почему он отказывается? В голосе матери он уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать — кататься-то хочется! Но, оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.

    Так же не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, появляющаяся в его поведении, как упрямство. Упрямство не будем путать с настойчивостью, которую он мог проявлять "с первых дней", например он мог всеми средствами добиваться игрушки, которую ему почему-либо не давали. Своеобразие упрямства вот в чем: малыш настаивает на своем не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как же теперь отступиться!.

    Попробуем здесь провести некоторую аналогию с упрямством взрослого человека. Мы ведь не склонны рассматривать эту черту характера как свидетельство силы личности. Наоборот, скорее всего приходится подозревать, что упрямство у взрослого человека маскирует его неуверенность в себе — он не верит в свою внутреннюю силу, полагает, что и другие не очень-то верят, и вот избирает далеко не лучший способ выглядеть сильным и в своих глазах, и в глазах окружающих.

    Слабость же личности ребенка — вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится и к негативизму. Только если негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает. По сути дела, и негативизм, и упрямство мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то во всяком случае закономерные, нормальные в известных пределах.

    Но, бывает, кризис заходит слишком далеко — и мы наблюдаем то, что Л.С.Выготский назвал строптивостью, определив ее как "бунт против норм воспитания, установленных для ребенка, против всего образа жизни". Острота кризиса 3-х лет поэтому прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства (а то и позже!). Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.

    Разумеется, родители должны помнить при этом, что определить меру возможностей малыша — это задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку было бы неправильно. Притязания ребенка "быть как взрослый" слишком велики, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле. Для удовлетворения их есть только одна форма, форма игры. В раннем возрасте началось овладение этой деятельностью.

     
    Возрастные психологические особенности дошкольников. Старшая группа (5-6 лет).
    педагог-психолог Бараненко А.В.
    Бараненко
    Анна Васильевна
    педагог-психолог

    Старшая группа (5-6 лет).

    В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.

    К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

    Содействует общему психическому развитию активизация ВООБРАЖЕНИЯ. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

    Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

    Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

    В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

    Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

    • ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
    • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.
    • ведущее значение приобретает развитие воображения.
     
    Возрастные психологические особенности дошкольников. Средняя группа (4-5 лет).
    педагог-психолог Бараненко А.В.
    Бараненко
    Анна Васильевна
    педагог-психолог

    Средняя группа (4-5 лет).

    На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

    Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

    Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.

    Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

    Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление". В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

    Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

    • мышление носит наглядно-образный характер;
    • дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.
     
    Возрастные психологические особенности дошкольников. Вторая младшая группа (3-4 года).
    педагог-психолог Бараненко А.В.
    Бараненко
    Анна Васильевна
    педагог-психолог

    Вторая младшая группа (3-4 года).

    В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональная лабильность (подвижность) и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

    Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они проходят через ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ - КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС "Я САМ!". В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое "Я хочу" и "Я буду", если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

    Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.

    Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления, поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог может расширить собственный используемый словарный запас, но не должен требовать от 3-4-летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

    Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

    • мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
    • внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
    • речь находится в стадии формирования;
    • ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.
     
    Возрастные психологические особенности дошкольников. Первая младшая группа (2-3 года).
    педагог-психолог Бараненко А.В.
    Бараненко
    Анна Васильевна
    педагог-психолог

    Первая младшая группа (2-3 года).

    До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

    Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

    Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

    Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

    Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

    Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют "рядом", но не "вместе". Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.

    Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и "разобрать на части" живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

    Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

    Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 2 - 3 лет

    • наглядно-действенное мышление;
    • интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
    • речь находится в стадии формирования;
    • обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния;
    • внимание, память непроизвольны. 

     

    Вредные привычки у детей